Российская Ассоциация «Телефоны Экстренной Психологической Помощи»
Логотип РАТЭПП
Телефоны Доверия России
Начальная страница
Пояснение зачем мы здесь и карта сайта
Новости РАТЭПП
Официальные документы, Устав РАТЭПП, IFOTES, приказы, положения, постановления...
Список Телефонов Доверия по регионам
Документы и не только пока не ставшие официальными. Творческие изыски целых служб и отдельных членов организации...
Ответы на вопросы посетителей, запрос информации и прочие ЧаВО
Книга жалоб и предложений, "обратная связь", наезды и отмашки...
Список электронных адресов для связи с РАТЭПП
Наши ссылки на партнерские и просто хорошие странички в Рунете
ГЛАВА 5

ПОДЛИННОСТЬ И ЛИЧНОСТНАЯ КОНГРУЭНТНОСТЬ

Вебер В. (1998).
Важные шаги к помогающему диалогу. Программа тренинга, основанная на практическом опыте.
 

Установка на обучение

Объяснение
Практические советы
Практические упражнения
Оценочная шкала подлинности и личной конгруэнтности

 

Предисловие

Подлинность и личная конгруэнтность играют решающую роль в диалоге и в отношениях между терапевтом и клиентом, но этому чрезвычайно трудно обучать и научиться. Данная глава касается, прежде всего, подлинности терапевта, однако задача становится более неподдельной и последовательной и для клиента. На долгом пути к этим возвышенным целям подлинности и тождества не следует забывать слова Роджерса: “Никто не достиг этого состояния полностью” (примечание 1). То, что мы называем подлинностью и путем к ней, в античности выражалось следующим образом: “Узнай себя... стань тем, что ты есть”.

Вводное упражнение

Отведите время для следующих вопросов:

— Как я чувствую себя, когда говорю с кем-то, и являюсь ли я подлинным (т.е. соответствует ли мой внутренний опыт внешнему поведению) или нет?
— Что я ощущаю, когда у меня складывается впечатление о подлинности или фальши моего партнера?

Установка на обучение

Как терапевт я стремлюсь к высшей степени “подлинности и личной конгруэнтности” (примечание 2). Под этим подразумевается единство и соответствие между внутренним опытом (всякого сорта чувствами, различными желаниями, мыслями и идеями) и внешним поведением, “конгруэнтность невербальной и вербальной коммуникации” (примечание 3) — глубокое внутреннее переживание часто ненамеренно выражается весьма прямо в невербальном поведении, а именно в выражении лица, позе и тоне голоса. В случае, если человек не стремится быть подлинным, часто происходит так, что его невербальное поведение не соответствует вербальным сообщениям, “как” не конгруэнтно “что”. Например, когда человек говорит форсированным голосом и с печальным выражением на лице, что он чувствует себя расслабленным и совершенно довольным.

Роджерс говорит о “соответствии между опытом, осознанием и коммуникацией” (примечание 4), где под “опытом” он подразумевает неосознаваемое внутреннее переживание, чувство, желание. Понятием “соответствие” он более точно выражает то, что сам обычно называет “конгруэнтностью”.

Говоря другими словами: имея дело с клиентами, я избегаю всякого рода фальшивого театрального, поверхностного, обманчивого, невыразительного и “профессионального” поведения.

Если я сам стану более подлинным и личностно конгруэнтным, то тем самым я буду моделью и образцом для моих клиентов. Я помогаю им достичь большей подлинности и тождественности, а значит, лучшего здоровья (души, духа и тела, а также жизни в обществе других).

Объяснение

1. Карл Роджерс: “Обнаружено, что изменения личности облегчаются в том случае, когда психотерапевт является тем, кто он есть, когда во взаимоотношениях с клиентом он подлинен, лишен “вывески” или “фасада”, открыто переживая чувства и отношения, вызываемые в нем настоящим моментом. Мы предложили новый термин “конгруэнтность” и пытаемся описать соответствующее состояние. Под этим состоянием мы подразумеваем, что те чувства, которые испытывает терапевт, доступны ему, доступны его сознанию, он в состоянии прожить эти чувства, быть ими и сообщать о них. Никто не достигает такого состояния полностью, но все же большинство терапевтов умеют прислушиваться к себе и принимать то, что происходит в них; и чем более они способны представлять собой всю сложность своих собственных чувств, без страха, тем выше степень их конгруэнтности (примечание 5).

Психотерапевт Руфь Кон подтверждает этот опыт и говорит, что исцеление зависит от подлинности во время терапевтического сеанса... Под этим она подразумевает не подлинность любой ценой и при любых обстоятельствах, но скорее “избирательную подлинность”. Это способность делать аутентичные высказывания, соответствующие обстоятельствам и целям реальной ситуации. Иногда следует призвать полную открытость в отношении фактов и чувств, а иногда необходимо ограничить общение. Опытный терапевт умеет осознавать одновременно и свои нужды, желания и страхи, и своего клиента, а также делать утверждения о себе с дисциплинированной спонтанностью... То, что он говорит, должно быть аутентично, но нет необходимости говорить все, что аутентично. “Избирательная подлинность... позволяет мне использовать себя, личность, которой я являюсь на самом деле, в моих собственных интересах и в интересах моего клиента, подключая мои терапевтические знания и способности” (примечание 6).

2. Открытость и прозрачность в отношении своих чувств (например, гнева, удовольствия, боли, нетерпения, бессилия или власти, несовершенства или чувства успеха, благополучия и т.д.) могут помочь мне открыться и стать более восприимчивым по отношению к аналогичным чувствам в клиенте. Когда я что-то отрицаю в себе, то обычно отрицаю то же самое и в клиенте или ищу это в нем в преувеличенном масштабе.

3. Моя подлинность может усилить подлинность клиента и помочь ему достичь конструктивных перемен — это было продемонстрировано различными эмпирическими исследованиями (примечание 7).

Практические советы

1. Больше всего я помогаю расти в себе подлинности и личной конгруэнтности, когда не избегаю своих (положительных и отрицательных) эмоций и желаний и встречаю их с возрастающим уважением переживания (см. главы “Принятие и позитивное отношение” и “Эмпатия и вербализация”). Индивидуальное или групповое интервью, проводимое в духе клиент-центрированного консультирования или других видов терапии психоаналитической ориентации, может быть очень полезно. В этих рамках, будучи защищен и принят, я могу более глубоко осознать собственную неконгруэнтность, за которой скрываются мои защитные механизмы, и достичь возрастающей подлинности.

2. Я помогаю клиенту достичь возрастающей степени подлинности (разрушая его защитные механизмы):

— тем, что я: реагирую на его чувства и желания с уважением и теплотой;
— вербализую его эмоциональные переживания;
— показываю заметную подлинность и личную конгруэнтность.

3. Быть подлинным и личностно конгруэнтным не означает просто выражать все мысли и чувства, которые возникают у меня во время процесса терапии — но если я что-то выражаю, то это должно быть подлинно. В основном, я пытаюсь выразить вслух мои наиболее сильные и повторяющиеся чувства, а также те, которые являются препятствием во взаимоотношениях. Я выражаю себя в духе подлинности, но в той степени, в которой это необходимо и полезно для клиента — и для меня.

4. Кроме открытого и подлинного выражения положительных элементов может оказаться необходимым и полезным, чтобы я также выражал и негативные и таким образом прояснял уровень отношений. Например, “когда я ощущаю, что мне скучно во время контакта с данным клиентом и что это чувство устойчиво, тогда я уверен, что ради него и наших отношений я обязан информировать его о данном чувстве. Это будет также относиться к случаю, когда я боюсь клиента или мое внимание так сосредоточено на моих личных проблемах, что я едва слышу клиента” (примечание 8).

5. Для того, чтобы вкладываемые в процесс мои собственные переживания были подлинными, необходимы следующие шаги:

— Я осознаю содержание своих переживаний (чувств, желаний, оценок и т.п.). Затем я пытаюсь прояснить, в какой степени мои чувства являются реакциями на высказывания, сделанные клиентом. (Фрейд называет это контрпереносом.) В какой степени они берут начало (независимо от клиента) во мне и моей истории (перенос на клиента)?
— Я проясняю, что я разумно могу ожидать от себя и от клиента в данный момент и какие цели я преследую. Как опытный терапевт, а также после длительного терапевтического процесса, имея хорошие взаимоотношения, я могу предъявить и к клиенту, и к себе некоторые требования.
— Я стараюсь выражать мои чувства конструктивно и представлять их как мой субъективный опыт, чтобы дать клиенту свободу в его собственных субъективных переживаниях.

Положительный пример: “В данный момент я начинаю испытывать скуку (страх, гнев и т.п.). Как вы себя чувствуете в этот момент?.. Что вы ощутили, когда я сказал вам это?” или “Я чувствую себя довольно-таки усталым. Я хочу прояснить с вами, откуда это идет и нельзя ли что-то сделать с этим”.

Негативный пример: “Вы утомили меня (испугали, рассердили и т.п.). Вы виноваты в этом...”

6. Я пытаюсь поддержать процесс подлинности тем, что и я, и клиент уважаем важные правила “тематически сфокусированного взаимодействия” (Руфь Кон). Это означает кроме всего прочего:

— говорить от первого лица и не говорить “некто” (человек);
— делать личные утверждения и не прятаться за вопросами;
— осознавать и выражать беспокойство;
— замечать и вербализовать язык тела или любые другие сигналы.

7. Я все дальше продвигаюсь в своем осознании и разрушении защитных механизмов (как своих, так и клиента); т.е. я все лучше осознаю, что я защищаюсь, как я защищаюсь, что я защищаю — и почему мне нужно это делать. Защита может быть враждебна жизни, но одновременно она несет функцию поддержания и защиты жизни. В соответствии с этим, я тщательно проверяю, что в данном случае — дело в разрушении или в поддержке защитных механизмов (см. главу “Защита и защитные механизмы”).

8. Имеются конкретные вопросы, которые поощряют подлинность и особенно помогают достичь большей конгруэнтности внутреннего опыта и внешнего поведения. Я могу сформулировать нечто, вроде:

— Если бы вы были совершенно свободны, что бы вы сделали? Что бы вы сказали этому человеку?
— Что бы вам действительно хотелось в данный момент? Пожалуйста, хоть раз дайте свободу вашему воображению.
— Может быть, чтобы лучше себя чувствовать, вам стоит позволить себе подумать обо всем, что должно произойти?

9. Я могу достичь большей подлинности, если я буду уделять больше внимания языку тела и тому, что хотят сказать мои физические сигналы (см. следующие практические упражнения). Не следует подавлять физические сигналы, скорее их следует ввести и терапевтическое событие. Поэтому во время интервью я отмечаю, что делают мои руки и ноги, как я сижу, дышу, какой у меня голос.

Практические упражнения

Упражнение 1

Следует критически и глубоко обсудить материал тренинга. Это можно более живо провести следующим образом.

Тренинговая группа разделяется на две подгруппы, которые садятся лицом друг к другу. Одна сторона представляет собой группу “за” и выдвигает все аргументы в поддержку подлинности и личной конгруэнтности. Группа “против” атакует критикой и вопросами.

Во время дискуссии возможно временно или постоянно переходить на другую сторону.

Упражнение 2

В этом упражнении вы научитесь лучше осознавать отдельные части тела и слышать их сигналы. Таким образом вы сможете достичь лучшей личной конгруэнтности, т.е. большего соответствия между внутренним опытом и внешним поведением.

Пожалуйста, совершите “прогулку” по своему телу. Сядьте на стул (или лягте на пол), медленно закройте глаза и задайте себе следующие вопросы (если возможно, вопросы зачитываются вслух одним из членов группы, и после каждого следует длинная пауза):

— Что я чувствую в ступнях (в пальцах ног, подошвах, пятках и т.п.)?
— Как я ощущаю контакт с полом?
— Где и какие ощущения в моей ноге (правой, левой)?
— В какой степени я ощущаю таз? спину? живот? грудь? плечи? Что происходит с этими частями моего тела?
— Что я чувствую в моей левой руке, в правой руке? Каковы ощущения во всей руке (правой, левой)? Что они говорят мне?
— Какую часть головы я ощущаю более четко? Какую меньше? Что это за ощущение?
— Хочется ли мне что-нибудь изменить в положении тела?

Эта “прогулка” по телу завершается потягиваниями, наклонами и глубоким дыханием. Это упражнение требует повторения — более всего перед терапевтическим интервью.

Упражнение 3

“Словесная фотография” дает возможность стать более подлинными. Вы осознаете то, что происходит у вас внутри в настоящий момент — возможно, неожиданную полноту или огромное смятение, и т.п.

Пожалуйста, дайте себе десять минут, чтобы отметить все идеи и ассоциации (даже весьма причудливые чувства и мысли, а также незначительные или непонятные вещи), и все ощущения органов чувств, которые возникают в вас. Отметьте главные идеи, не выстраивая их в определенный порядок и не слишком задумываясь.

Вначале выполняйте это упражнение одни для собственного осознания и личного опыта. Если захотите, можете поделиться своими наблюдениями (или какой-то частью из них) с группой (или с кем-то одним из группы). Интенсивный личный опыт можно получить, когда делишься информацией с другими или разделяешь чей-то опыт. Если сделать такую “словесную фотографию” перед терапевтическим интервью, то вы заметите, что, с одной стороны, начинаете интервью отнюдь не с открытым умом или в нейтральном состоянии, а с другой стороны, эта “фотография” может дать вам значительное облегчение и прояснить сознание перед интервью.

Упражнение 4

Данная “словесная фотография” принесет вам пользу, а также, благодаря языку тела, вы проясните для себя свое реальное состояние и то, что происходит с вами в настоящий момент.

Вы улучшите самочувствие и лучше уясните себе свое состояние, если будете повторять данное упражнение часто, а также до или после терапевтического интервью.

Сядьте на стул, медленно закройте глаза и в течение некоторого времени прислушивайтесь к своему дыханию. Затем сядьте как можно более прямо и собранно. Через несколько минут устройтесь на стуле поудобнее и посмотрите, как вы себя чувствуете. Наконец, сидя, найдите такое положение, которое более или менее отвечает вашему теперешнему настроению (вашему внутреннему переживанию). Не спешите, попробуйте разные положения.

— Находятся ли ваши ступни и ноги в положении, которое отвечает вашему настроению?
— Выражают ли ваши руки то, как вы чувствуете себя в настоящий момент?
— Выражает ли положение вашей головы внутреннее эмоциональное состояние?

Если вы предпочитаете другое положение, то можно выполнять это упражнение лежа или стоя.

Упражнение 5

Пожалуйста, попытайтесь классифицировать себя с точки зрения вашего терапевтического поведения во время индивидуального интервью, используя следующую оценочную шкалу. Вы можете сделать это вполне инстинктивно и в общем, но следует также использовать записи интервью с клиентами или ролевую игру (в тренинговой группе) на пленку. Посмотрите, совпадет ли с вашей, сделанная вашей группой или супервизором классификация. Естественно, другие люди могут оценивать только то, что в вашем поведении поразило их, но они не могут судить, насколько оно б