ПОДЛИННОСТЬ
И ЛИЧНОСТНАЯ КОНГРУЭНТНОСТЬ
Вебер В. (1998).
Важные шаги к помогающему диалогу. Программа тренинга, основанная
на практическом опыте.
Установка
на обучение
- Объяснение
- Практические
советы
Практические
упражнения
Оценочная шкала подлинности
и личной конгруэнтности
Предисловие
Подлинность и личная конгруэнтность играют
решающую роль в диалоге и в отношениях между терапевтом и клиентом,
но этому чрезвычайно трудно обучать и научиться. Данная глава касается,
прежде всего, подлинности терапевта, однако задача становится более
неподдельной и последовательной и для клиента. На долгом пути к этим
возвышенным целям подлинности и тождества не следует забывать слова
Роджерса: “Никто не достиг этого состояния полностью” (примечание
1). То, что мы называем подлинностью и путем к ней,
в античности выражалось следующим образом: “Узнай себя... стань тем,
что ты есть”.
Вводное упражнение
Отведите время для следующих вопросов:
— Как я чувствую себя, когда говорю с кем-то,
и являюсь ли я подлинным (т.е. соответствует ли мой внутренний опыт
внешнему поведению) или нет?
— Что я ощущаю, когда у меня складывается впечатление о подлинности
или фальши моего партнера?
Установка
на обучение
Как терапевт я стремлюсь к высшей степени
“подлинности и личной конгруэнтности” (примечание
2). Под этим подразумевается единство и соответствие
между внутренним опытом (всякого сорта чувствами, различными желаниями,
мыслями и идеями) и внешним поведением, “конгруэнтность невербальной
и вербальной коммуникации” (примечание
3) — глубокое внутреннее переживание часто ненамеренно
выражается весьма прямо в невербальном поведении, а именно в выражении
лица, позе и тоне голоса. В случае, если человек не стремится быть
подлинным, часто происходит так, что его невербальное поведение не
соответствует вербальным сообщениям, “как” не конгруэнтно “что”. Например,
когда человек говорит форсированным голосом и с печальным выражением
на лице, что он чувствует себя расслабленным и совершенно довольным.
Роджерс говорит о “соответствии между опытом,
осознанием и коммуникацией” (примечание
4), где под “опытом” он подразумевает неосознаваемое
внутреннее переживание, чувство, желание. Понятием “соответствие”
он более точно выражает то, что сам обычно называет “конгруэнтностью”.
Говоря другими словами: имея дело с клиентами,
я избегаю всякого рода фальшивого театрального, поверхностного,
обманчивого, невыразительного и “профессионального” поведения.
Если я сам стану более подлинным и личностно
конгруэнтным, то тем самым я буду моделью и образцом для моих клиентов.
Я помогаю им достичь большей подлинности и тождественности, а значит,
лучшего здоровья (души, духа и тела, а также жизни в обществе других).
Объяснение
1. Карл Роджерс: “Обнаружено, что изменения
личности облегчаются в том случае, когда психотерапевт является тем,
кто он есть, когда во взаимоотношениях с клиентом он подлинен, лишен
“вывески” или “фасада”, открыто переживая чувства и отношения, вызываемые
в нем настоящим моментом. Мы предложили новый термин “конгруэнтность”
и пытаемся описать соответствующее состояние. Под этим состоянием
мы подразумеваем, что те чувства, которые испытывает терапевт, доступны
ему, доступны его сознанию, он в состоянии прожить эти чувства, быть
ими и сообщать о них. Никто не достигает такого состояния полностью,
но все же большинство терапевтов умеют прислушиваться к себе и принимать
то, что происходит в них; и чем более они способны представлять собой
всю сложность своих собственных чувств, без страха, тем выше степень
их конгруэнтности (примечание
5).
Психотерапевт Руфь Кон подтверждает этот
опыт и говорит, что исцеление зависит от подлинности во время терапевтического
сеанса... Под этим она подразумевает не подлинность любой ценой
и при любых обстоятельствах, но скорее “избирательную подлинность”.
Это способность делать аутентичные высказывания, соответствующие
обстоятельствам и целям реальной ситуации. Иногда следует призвать
полную открытость в отношении фактов и чувств, а иногда необходимо
ограничить общение. Опытный терапевт умеет осознавать одновременно
и свои нужды, желания и страхи, и своего клиента, а также делать
утверждения о себе с дисциплинированной спонтанностью... То, что
он говорит, должно быть аутентично, но нет необходимости говорить
все, что аутентично. “Избирательная подлинность... позволяет мне
использовать себя, личность, которой я являюсь на самом деле, в
моих собственных интересах и в интересах моего клиента, подключая
мои терапевтические знания и способности” (примечание
6).
2. Открытость и прозрачность в отношении
своих чувств (например, гнева, удовольствия, боли, нетерпения, бессилия
или власти, несовершенства или чувства успеха, благополучия и т.д.)
могут помочь мне открыться и стать более восприимчивым по отношению
к аналогичным чувствам в клиенте. Когда я что-то отрицаю в себе,
то обычно отрицаю то же самое и в клиенте или ищу это в нем в преувеличенном
масштабе.
3. Моя подлинность может усилить подлинность
клиента и помочь ему достичь конструктивных перемен — это было продемонстрировано
различными эмпирическими исследованиями (примечание
7).
Практические
советы
1. Больше всего я помогаю расти в себе
подлинности и личной конгруэнтности, когда не избегаю своих (положительных
и отрицательных) эмоций и желаний и встречаю их с возрастающим уважением
переживания (см. главы “Принятие и
позитивное отношение” и “Эмпатия
и вербализация”). Индивидуальное или групповое интервью, проводимое
в духе клиент-центрированного консультирования или других видов терапии
психоаналитической ориентации, может быть очень полезно. В этих рамках,
будучи защищен и принят, я могу более глубоко осознать собственную
неконгруэнтность, за которой скрываются мои защитные механизмы, и
достичь возрастающей подлинности.
2. Я помогаю клиенту достичь возрастающей
степени подлинности (разрушая его защитные механизмы):
— тем, что я: реагирую на его чувства и желания
с уважением и теплотой;
— вербализую его эмоциональные переживания;
— показываю заметную подлинность и личную конгруэнтность.
3. Быть подлинным и личностно конгруэнтным
не означает просто выражать все мысли и чувства, которые возникают
у меня во время процесса терапии — но если я что-то выражаю, то
это должно быть подлинно. В основном, я пытаюсь выразить вслух мои
наиболее сильные и повторяющиеся чувства, а также те, которые являются
препятствием во взаимоотношениях. Я выражаю себя в духе подлинности,
но в той степени, в которой это необходимо и полезно для клиента
— и для меня.
4. Кроме открытого и подлинного выражения
положительных элементов может оказаться необходимым и полезным,
чтобы я также выражал и негативные и таким образом прояснял уровень
отношений. Например, “когда я ощущаю, что мне скучно во время контакта
с данным клиентом и что это чувство устойчиво, тогда я уверен, что
ради него и наших отношений я обязан информировать его о данном
чувстве. Это будет также относиться к случаю, когда я боюсь клиента
или мое внимание так сосредоточено на моих личных проблемах, что
я едва слышу клиента” (примечание
8).
5. Для того, чтобы вкладываемые в процесс
мои собственные переживания были подлинными, необходимы следующие
шаги:
— Я осознаю содержание своих переживаний
(чувств, желаний, оценок и т.п.). Затем я пытаюсь прояснить, в какой
степени мои чувства являются реакциями на высказывания, сделанные
клиентом. (Фрейд называет это контрпереносом.) В какой степени они
берут начало (независимо от клиента) во мне и моей истории (перенос
на клиента)?
— Я проясняю, что я разумно могу ожидать от себя и от клиента в
данный момент и какие цели я преследую. Как опытный терапевт, а
также после длительного терапевтического процесса, имея хорошие
взаимоотношения, я могу предъявить и к клиенту, и к себе некоторые
требования.
— Я стараюсь выражать мои чувства конструктивно и представлять их
как мой субъективный опыт, чтобы дать клиенту свободу в его собственных
субъективных переживаниях.
Положительный пример: “В данный момент
я начинаю испытывать скуку (страх, гнев и т.п.). Как вы себя чувствуете
в этот момент?.. Что вы ощутили, когда я сказал вам это?” или “Я
чувствую себя довольно-таки усталым. Я хочу прояснить с вами, откуда
это идет и нельзя ли что-то сделать с этим”.
Негативный пример: “Вы утомили меня
(испугали, рассердили и т.п.). Вы виноваты в этом...”
6. Я пытаюсь поддержать процесс подлинности
тем, что и я, и клиент уважаем важные правила “тематически сфокусированного
взаимодействия” (Руфь Кон). Это означает кроме всего прочего:
— говорить от первого лица и не говорить
“некто” (человек);
— делать личные утверждения и не прятаться за вопросами;
— осознавать и выражать беспокойство;
— замечать и вербализовать язык тела или любые другие сигналы.
7. Я все дальше продвигаюсь в своем осознании
и разрушении защитных механизмов (как своих, так и клиента); т.е.
я все лучше осознаю, что я защищаюсь, как я защищаюсь, что я защищаю
— и почему мне нужно это делать. Защита может быть враждебна жизни,
но одновременно она несет функцию поддержания и защиты жизни. В
соответствии с этим, я тщательно проверяю, что в данном случае —
дело в разрушении или в поддержке защитных механизмов (см.
главу “Защита и защитные механизмы”).
8. Имеются конкретные вопросы, которые поощряют
подлинность и особенно помогают достичь большей конгруэнтности внутреннего
опыта и внешнего поведения. Я могу сформулировать нечто, вроде:
— Если бы вы были совершенно свободны, что
бы вы сделали? Что бы вы сказали этому человеку?
— Что бы вам действительно хотелось в данный момент? Пожалуйста,
хоть раз дайте свободу вашему воображению.
— Может быть, чтобы лучше себя чувствовать, вам стоит позволить
себе подумать обо всем, что должно произойти?
9. Я могу достичь большей подлинности, если
я буду уделять больше внимания языку тела и тому, что хотят сказать
мои физические сигналы (см. следующие практические упражнения).
Не следует подавлять физические сигналы, скорее их следует ввести
и терапевтическое событие. Поэтому во время интервью я отмечаю,
что делают мои руки и ноги, как я сижу, дышу, какой у меня голос.
Практические
упражнения
Упражнение 1
Следует критически и глубоко обсудить
материал тренинга. Это можно более живо провести следующим образом.
Тренинговая группа разделяется на две подгруппы,
которые садятся лицом друг к другу. Одна сторона представляет собой
группу “за” и выдвигает все аргументы в поддержку подлинности и
личной конгруэнтности. Группа “против” атакует критикой и вопросами.
Во время дискуссии возможно временно или
постоянно переходить на другую сторону.
Упражнение 2
В этом упражнении вы научитесь лучше осознавать
отдельные части тела и слышать их сигналы. Таким образом вы сможете
достичь лучшей личной конгруэнтности, т.е. большего соответствия между
внутренним опытом и внешним поведением.
Пожалуйста, совершите “прогулку” по своему
телу. Сядьте на стул (или лягте на пол), медленно закройте глаза
и задайте себе следующие вопросы (если возможно, вопросы зачитываются
вслух одним из членов группы, и после каждого следует длинная пауза):
— Что я чувствую в ступнях (в пальцах ног,
подошвах, пятках и т.п.)?
— Как я ощущаю контакт с полом?
— Где и какие ощущения в моей ноге (правой, левой)?
— В какой степени я ощущаю таз? спину? живот? грудь? плечи? Что
происходит с этими частями моего тела?
— Что я чувствую в моей левой руке, в правой руке? Каковы ощущения
во всей руке (правой, левой)? Что они говорят мне?
— Какую часть головы я ощущаю более четко? Какую меньше? Что это
за ощущение?
— Хочется ли мне что-нибудь изменить в положении тела?
Эта “прогулка” по телу завершается потягиваниями,
наклонами и глубоким дыханием. Это упражнение требует повторения
— более всего перед терапевтическим интервью.
Упражнение 3
“Словесная фотография” дает возможность
стать более подлинными. Вы осознаете то, что происходит у вас внутри
в настоящий момент — возможно, неожиданную полноту или огромное смятение,
и т.п.
Пожалуйста, дайте себе десять минут, чтобы
отметить все идеи и ассоциации (даже весьма причудливые чувства
и мысли, а также незначительные или непонятные вещи), и все ощущения
органов чувств, которые возникают в вас. Отметьте главные идеи,
не выстраивая их в определенный порядок и не слишком задумываясь.
Вначале выполняйте это упражнение одни для
собственного осознания и личного опыта. Если захотите, можете поделиться
своими наблюдениями (или какой-то частью из них) с группой (или
с кем-то одним из группы). Интенсивный личный опыт можно получить,
когда делишься информацией с другими или разделяешь чей-то опыт.
Если сделать такую “словесную фотографию” перед терапевтическим
интервью, то вы заметите, что, с одной стороны, начинаете интервью
отнюдь не с открытым умом или в нейтральном состоянии, а с другой
стороны, эта “фотография” может дать вам значительное облегчение
и прояснить сознание перед интервью.
Упражнение 4
Данная “словесная фотография” принесет
вам пользу, а также, благодаря языку тела, вы проясните для себя свое
реальное состояние и то, что происходит с вами в настоящий момент.
Вы улучшите самочувствие и лучше уясните
себе свое состояние, если будете повторять данное упражнение часто,
а также до или после терапевтического интервью.
Сядьте на стул, медленно закройте глаза и
в течение некоторого времени прислушивайтесь к своему дыханию. Затем
сядьте как можно более прямо и собранно. Через несколько минут устройтесь
на стуле поудобнее и посмотрите, как вы себя чувствуете. Наконец,
сидя, найдите такое положение, которое более или менее отвечает
вашему теперешнему настроению (вашему внутреннему переживанию).
Не спешите, попробуйте разные положения.
— Находятся ли ваши ступни и ноги в положении,
которое отвечает вашему настроению?
— Выражают ли ваши руки то, как вы чувствуете себя в настоящий момент?
— Выражает ли положение вашей головы внутреннее эмоциональное состояние?
Если вы предпочитаете другое положение, то
можно выполнять это упражнение лежа или стоя.
Упражнение 5
Пожалуйста, попытайтесь классифицировать
себя с точки зрения вашего терапевтического поведения во время индивидуального
интервью, используя следующую оценочную шкалу. Вы можете сделать это
вполне инстинктивно и в общем, но следует также использовать записи
интервью с клиентами или ролевую игру (в тренинговой группе) на пленку.
Посмотрите, совпадет ли с вашей, сделанная вашей группой или супервизором
классификация. Естественно, другие люди могут оценивать только то,
что в вашем поведении поразило их, но они не могут судить, насколько
оно б |