Российская Ассоциация «Телефоны Экстренной Психологической Помощи»
Логотип РАТЭПП
Телефоны Доверия России
Начальная страница
Пояснение зачем мы здесь и карта сайта
Новости РАТЭПП
Официальные документы, Устав РАТЭПП, IFOTES, приказы, положения, постановления...
Список Телефонов Доверия по регионам
Документы и не только пока не ставшие официальными. Творческие изыски целых служб и отдельных членов организации...
Ответы на вопросы посетителей, запрос информации и прочие ЧаВО
Книга жалоб и предложений, "обратная связь", наезды и отмашки...
Список электронных адресов для связи с РАТЭПП
Наши ссылки на партнерские и просто хорошие странички в Рунете
 

ГЛАВА 3

ПРИНЯТИЕ И ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ

Вебер В. (1998).
Важные шаги к помогающему диалогу. Программа тренинга, основанная на практическом опыте.
[WWW-документ] URL http://info.sandy.ru/socio/public/rostel/weberw/weberw_3.html
Установка на изучение
Объяснение
Практические указания
Практические упражнения
Оценочная шкала “Принятия и позитивного отношения”

Вводное упражнение

Дайте себе десять минут для ответа на следующие вопросы:

— Был ли у вас такой опыт, когда бы вам уделяли внимание и принимали бы вас со всеми вашими сильными сторонами и слабостями, способностями и ограниченностью, с хорошими и дурными чертами? Как вы себя чувствовали при этом?

— Был ли у вас такой опыт, когда бы вас принимали только частично, на каких-то условиях, имели бы по отношению к вам серьезные предубеждения и встречали скорее холодно, чем с положительным отношением и теплотой? Каковы были последствия?

Если вы в тренинговой группе, пожалуйста, поделитесь своим опытом прежде, чем продолжать чтение.

Установка на изучение

Как терапевт, что означает "как человек, который желает помочь другим и исцелить их с помощью диалога", я принимаю моего клиента таким, каков он есть.

Моя основная установка в отношении к клиенту — это установка принятия глубоко положительного, теплого (см. приложение, примечание 1). Я уважаю его как человека и его достоинство для меня неприкосновенно. Данное описание может как обновить, так и сделать более конкретным понятие “любви”. Я принимаю моего партнера, несмотря на то, что он говорит или как ведет себя. Что бы я ни говорил, это предполагает и имеет целью выразить любящее хорошее отношение к нему, потому что, если этого нет, то не может быть и помогающего, целительного диалога. Выражать “эмоциональное тепло” (примечание 2) и проявлять дружелюбие, не казаться равнодушным или холодным — все это решающие факторы. В равной степени важно не делать оценочных суждений, не брать на себя роль судьи, недооценивая клиента.

Почему полное принятие и положительное отношение так трудны? Почему я иногда отвергаю своего партнера или с трудом “выдавливаю” из себя положительное отношение? С одной стороны, это происходит благодаря моим сильно субъективированным чувствам и желаниям, а с другой стороны, играют роль ценности и стандарты, переданные мне моими родителями (а также школой, государством, церковью и т.д.). Вопрос заключается в том, смогу ли я развить в себе волю и способность освободиться от условностей моего воспитания и окружения, принять субъективность многих ценностей и стандартов, а также принять то, что мои стандарты и ценности не менее субъективны, чем ценности и стандарты моего партнера.

Объяснение

  1. Получать высокую степень признания, одобрения и положительного отношения — одна из основных человеческих потребностей. Это кажется таким же важным, как дыхание. Если я даю своему клиенту тепло и положительное отношение, то в его опыте это сравнимо с заботой садовника, который беспокоится, чтобы у растения было достаточно пространства и солнечного света для роста.
  2. Если я принимаю моего партнера и положительно отношусь к нему, то можно предположить, что со временем он будет имитировать такое отношение и сам придет к принятию и уважению самого себя, а также постепенно будет демонстрировать одобрение и положительное отношение к другим людям, к себе и ко мне как терапевту.
  3. Различные научные исследования подтверждают, что безусловное положительное отношение и тепло ведут к конструктивным переменам в клиенте (примечание 4). Карл Роджерс описывает это следующим образом: “Как положительные, так и отрицательные чувства в равной степени принимаются как часть личности. Такое принятие как зрелых, так и незрелых импульсов, как агрессивных, так и социальных реакций, чувства вины и положительных чувств дает индивидууму... возможность понять себя таким, каков он есть. Он больше не считает нужным защищать свои негативные чувства. У него не возникает ситуаций для переоценки своих положительных чувств, а в таком случае на поверхность поднимается инсайт, новый способ понимания самого себя. Если у вас не было шанса наблюдать за развитием инсайта, то трудно поверить, что люди могут столь эффективно признавать самих себя и свою собственную структуру... Когда негативные чувства индивидуума истощили себя, за этим следуют слабые попытки выражения положительных импульсов, которые способствуют росту... чем более яростно и глубоко выражались негативные чувства (при условии, что они были приняты и признаны), тем более конкретное выражение позитивных чувств любви, социальных импульсов, самоуважения и желания зрелости следует за этим” (примечание 5).
  4. Принятие и положительное отношение к партнеру создают (в смысле так называемого взаимообусловливания) атмосферу, в которой разрушаются страх и напряженность, вместе с агрессией и желанием к бегству берущие в них свое начало. При длительном контакте ни самоотрицание и недовольство собой клиента, ни его страх не смогут удержаться, столкнувшись с одобрением со стороны терапевта. Как следствие, он сможет найти путь к себе, лучше узнать себя (исследование самого себя). Если я демонстрирую клиенту мало или полное отсутствие одобрения и любви, он будет чувствовать себя отверженным, находящимся под давлением, запертым, ощутит себя не в безопасности. В результате у него разовьются страх, оборонительное отношение, желание к бегству, подавление и другие защитные механизмы. Это поставит под сомнение контакт и доверие между мной и моим партнером: ни взаимоотношения, ни клиент не смогут развиваться дальше.

Практические указания

  1. Принятие и положительное отношение не следует путать с соглашательством (открытое соглашательство имеет почти такой же эффект, как отрицание!). Лучше проявить понимание и одобрение поведения клиента в той мере, в какой они значимы для него самого. Цель принятия не “судить кого-то, а скорее прояснить и помочь клиенту осознать его базовую установку” (примечание 6).
  2. Говоря конкретно, при выражении кому-то своего положительного отношения следует воздерживаться от прямых или скрытых утверждений типа “это не имеет значения...”, “я думаю, это бесполезно, а значит, неверно и плохо”. Естественно, что у меня есть свои нормы, но я не навязываю их своему партнеру и осознаю тот факт, что они сами часто субъективны. Они зависят от времени, места, “Weltanschauung” (жизненной философии), культурного уровня, профессии, духовного воспитания, возраста и т.п.
  3. Если я действительно хочу принять партнера, я лишь чрезвычайно осторожно использую слова типа “но”, “да, но”, так как за этими выражениями часто могут скрываться существенные противоречия, отрицание и недооценка.

  4. Я также могу выражать положительные отношения невербально: знаками внимания, обращая свое лицо к клиенту (положением головы, выражением лица, позой), а также теплой и дружеской интонацией. Я контролирую и обращаю внимание на язык тела, включая мой голос. Указывают ли сообщения, которые я посылаю физически, на принятие или отрицание, положительное отношение или возмущение, теплоту или холодность? Физические сообщения часто выражают очень четко и подлинно мои чувства или то, что я сам точно не чувствую.
  5. Если я нахожу трудным принять манеру поведения моего партнера, то следует спросить себя, как это получилось: мог бы он вести себя иначе при данных обстоятельствах в его беде или, может быть, за всем этим стоят защитные механизмы?

  6. Если существует что-то в манере поведения моего партнера, что я могу принять только с трудом, то это может быть вызвано моими собственными защитными механизмами. Очень часто в таком случае я отрицаю (не принимаю) в партнере то, что не принимаю в себе. Вот почему я стараюсь признать и принять свои личные защитные механизмы, чтобы быть в состоянии справляться с осознаванием и заботой (см. главу “Защита и защитные механизмы”).
  7. Я поддерживаю глубокое уважение индивидуальности моего клиента, его личного жизненного пути, его свободы и привязанностей, “чуда отличия” (Мартин Бубер), т.е. уважение того, что мой клиент “отличен” от меня*.
  8. Показывая свое принятие и положительное отношение к клиенту, тем самым предлагаю полное слушание (см. главу “Систематическое слушание”).
  9. Показывая положительное отношение и теплоту, я вербализую с эмпатией то, что выражает он (помимо всех чувств, желаний и ценностей) (см. главу “Эмпатия и вербализация”).
  10. Любой ценой я стараюсь быть подлинным, если дело касается принятия и положительного отношения (см. главу “Подлинность” и личная конгруэнтность”), и поэтому избегаю обмана и пустых фраз. Но я изначально полагаю, что и я сам, и мой партнер признаем факт наличия пределов приемлемости, и мне позволено их иметь. Я признаю свои ограничения искренне и открыто.

  11. Если у моего клиента есть сторона, которую я не могу принять, я конструктивно выражаю это и, более того, от первого лица. Например: “Я многое могу принять в вас, но именно это трудно для меня. Я бы хотел вместе с вами найти решение”.
    Если я обнаружу, что совершенно не могу ни уважать, ни принять своего партнера, то предложу ему другого партнера для диалога и удалюсь.
  12. Какой из практических советов наиболее важен и каким образом данная глава соотносится с другими? Чтобы суметь предложить принятие и позитивное отношение, важны три способа поведения:

Практические упражнения

Упражнение 1

Главная цель этого упражнения — добиться критического и глубокого обсуждения материала тренинга. Тренинговая группа произвольно разбивается на две подгруппы. Они сидят лицом друг к друг. Одна сторона, группа “за”, приводит все аргументы в пользу “принятия и положительного отношения”. Другая сторона нападает на это отношение с критикой и вопросами и, таким образом, являет собой четкое “против”. Во время дискуссии возможен временный или полный переход из одной группы в другую.

Те, кто работают с учебным материалом без группы, могут взять листок бумаги и выписать слева то, что с их точки зрения говорит в пользу “принятия и позитивного отношения”, а с правой стороны то, что говорит “против”.

Упражнение 2

С помощью этого упражнения вы можете обнаружить, какой степени вы способны достичь в принятии и положительном отношении. Пожалуйста, проверьте свое поведение во время диалога, используя следующую оценочную шкалу (это оценка, а не объективное свидетельство).

Попробуйте следующие шаги:

2.1: Дайте сами себе общую интуитивную оценку по этой шкале и другим (если возможно, членам вашей группы) возможность оценить вас.

2.2: Оцените себя сразу же после интервью с клиентом. Вы можете записать интервью на магнитофон, чтобы дать и себе, и группе лучшую возможность для оценки.

Используя шкалу, выясните, какие у вас просчеты, и исправьте их со временем — или вы, может быть, предпочитаете принять и уважать свои просчеты?

Оценочная шкала “Принятия и позитивного отношения”

(Цифры означают: 1 — очень мало; 2 — немного; 3 — достаточно (основной уровень); 4 — вполне; 5 — очень высоко)
 
Терапевт принимает и уважает чувства своего партнера и т.п. путем эмпатической вербализации (см. главу Эмпатия и вербализация”)
1 2 3 4 5
Терапевт показывает позитивное отношение и теплоту невербально (язык тела и голос)
1 2 3 4 5
Терапевт показывает принятие и положительное отношение, так как практически применяет систематическое слушание (см. соотв. главу)
1 2 3 4 5
Терапевт может определить, где отсутствуют принятие и позитивное отношение (см. главу “Защита и защитные механизмы”)
1 2 3 4 5
Терапевт подлинен и верен себе в своих высказываниях (см. главу “Подлинность и личная конгруэнтность”)
1 2 3 4 5
Общий результат: 
Терапевт развивает принятие, позитивное отношение, теплоту в отношении к своему партнеру
1 2 3 4 5

Упражнение 3

Здесь главная цель — осознавание себя. Вы можете обнаружить, развиваете ли вы положительное отношение и теплоту в данный момент или поймете, что ваша тенденция направлена на пренебрежение, отрицание, холодность. Поэтому старайтесь лучше узнать себя, принять свои настоящие возможности и пределы и затем используйте их с осторожностью, осознавая их. Попробуйте следующие шаги:

3.1: Возможно, вы знаете людей, которых вы отчасти или совершенно не принимаете и не имеете к ним положительного отношения. Подумайте о знакомых людях близкого вам круга и дайте каждому из них оценку (2 — очень приятны, 1 — малоприятны, 0 — совсем неприятны):

— члены тренинговой группы,
— знакомые по службе,
— круг ваших клиентов,
— родственники,
— общественные фигуры (политики, актеры, художники, спортсмены и т.д.).

Возможно, иногда вам недостает или вы совершенно не чувствуете хорошего отношения теплоты к себе (к определенным качествам, поведению): пожалуйста, отметьте, что придет вам в голову!

Следующее упражнение:

Если вы член тренинговой группы или группы самоосознания, будет весьма полезно, если вы поделитесь своими открытиями с группой или “подгруппой”. Конечно, нет необходимости говорить все. Вместе с другими вы можете поискать причины: почему вы такие, какие вы есть? Некоторые из ответов вы обнаружите в следующем упражнении.

3.2: Если проработать следующий перечень, то вы найдете ответ на следующий вопрос: какие типы поведения вызывают очень много, иногда маловато, а иногда вовсе не вызывают положительного отношения и тепла?

2 — означает очень много, 1 — означает мало, 0 - означает буквальное отсутствие. Пожалуйста, поставьте цифру на каждой из следующих строк.

После того как вы закончите заполнять перечень, прекрасно было бы поделиться своими открытиями с другими и подумать, какие можно сделать выводы.

Сколько принятия и положительного отношения вы испытываете к клиентам:
 
la: кто облегчают себе жизнь
1б: кто совершают огромные усилия и все время много работают
 
2а: которые эгоцентричны и эгоистичны
2б: которые живут, насколько это возможно, бескорыстно и в альтруистической манере
 
3а: которые выглядят привлекательно (или имеют приятный голос)
3б: которые не очень привлекательны (или говорят неприятно)
 
4а: которые живут, одержимые чем-то
4б: которые часто истеричны
 
5а: которые говорят и ведут себя депрессивно
5б: которые всегда живы и жизнерадостны
 
6а: которые громогласно выражают свой гнев и ярость (агрессию)
6б: которые почти всегда спокойны и тихи (несмотря на агрессию)
 
7а: которые сильно верят в христианство
7б: которые отрицают христианство
 
8а: которые имеют правый политический уклон
8б: которые имеют левый политический уклон
 
9а: которые позволяют себе сексуальную свободу
9б: которые твердо отрицают сексуальную свободу
 
10а: которые много говорят (“потоки слов”)
10б: которые предпочитают молчание
 
11а: которые хотят доминировать
11б: которые любят приспосабливаться и подчиняться
 
12а: которые критикуют и отрицают
12б: которые принимают (почти что) все
 
13а: которые в основном рациональны и холодны
13б: которые показывают и ощущают свои чувства (страх, грусть и т.д.)
 
14а: которые кто всегда “делают хорошую мину при плохой игре”
14б: которые подлинны и лично конгруэнтны
 
15а:
15б:
 
16а:
16б:

[Начало страницы]  [Следующая глава] [Предыдущая глава] 
Библиотека РАТЭПП в помощь консультантам и руководителям. Книги, методические материалы, статьи...
 

 

Российская Ассоциация «Телефоны Экстренной Психологической Помощи»
© МТД "Зеркало", 2002
Hosted by uCoz