ГЛАВА
3
ПРИНЯТИЕ И ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ
Вебер В. (1998).
Важные шаги к помогающему диалогу. Программа тренинга, основанная
на практическом опыте.
[WWW-документ] URL http://info.sandy.ru/socio/public/rostel/weberw/weberw_3.html
- Установка
на изучение
- Объяснение
- Практические
указания
- Практические
упражнения
- Оценочная
шкала “Принятия и позитивного отношения”
Вводное упражнение
Дайте себе десять минут для ответа на
следующие вопросы:
— Был ли у вас такой опыт, когда бы вам уделяли
внимание и принимали бы вас со всеми вашими сильными сторонами и
слабостями, способностями и ограниченностью, с хорошими и дурными
чертами? Как вы себя чувствовали при этом?
— Был ли у вас такой опыт, когда бы вас принимали
только частично, на каких-то условиях, имели бы по отношению к вам
серьезные предубеждения и встречали скорее холодно, чем с положительным
отношением и теплотой? Каковы были последствия?
Если вы в тренинговой группе, пожалуйста,
поделитесь своим опытом прежде, чем продолжать чтение.
Установка
на изучение
Как терапевт, что означает "как человек,
который желает помочь другим и исцелить их с помощью диалога", я принимаю
моего клиента таким, каков он есть.
Моя основная установка в отношении к клиенту
— это установка принятия глубоко положительного, теплого (см.
приложение, примечание 1). Я уважаю его как человека и его достоинство
для меня неприкосновенно. Данное описание может как обновить, так
и сделать более конкретным понятие “любви”. Я принимаю моего партнера,
несмотря на то, что он говорит или как ведет себя. Что бы я ни говорил,
это предполагает и имеет целью выразить любящее хорошее отношение
к нему, потому что, если этого нет, то не может быть и помогающего,
целительного диалога. Выражать “эмоциональное тепло” (примечание
2) и проявлять дружелюбие, не казаться равнодушным или холодным
— все это решающие факторы. В равной степени важно не делать оценочных
суждений, не брать на себя роль судьи, недооценивая клиента.
Почему полное принятие и положительное отношение
так трудны? Почему я иногда отвергаю своего партнера или с трудом
“выдавливаю” из себя положительное отношение? С одной стороны, это
происходит благодаря моим сильно субъективированным чувствам и желаниям,
а с другой стороны, играют роль ценности и стандарты, переданные
мне моими родителями (а также школой, государством, церковью и т.д.).
Вопрос заключается в том, смогу ли я развить в себе волю и способность
освободиться от условностей моего воспитания и окружения, принять
субъективность многих ценностей и стандартов, а также принять то,
что мои стандарты и ценности не менее субъективны, чем ценности
и стандарты моего партнера.
Объяснение
- Получать высокую степень признания, одобрения
и положительного отношения — одна из основных человеческих потребностей.
Это кажется таким же важным, как дыхание. Если я даю своему клиенту
тепло и положительное отношение, то в его опыте это сравнимо с
заботой садовника, который беспокоится, чтобы у растения было
достаточно пространства и солнечного света для роста.
- Если я принимаю моего партнера и положительно
отношусь к нему, то можно предположить, что со временем он будет
имитировать такое отношение и сам придет к принятию и уважению
самого себя, а также постепенно будет демонстрировать одобрение
и положительное отношение к другим людям, к себе и ко мне как
терапевту.
- Различные научные исследования подтверждают,
что безусловное положительное отношение и тепло ведут к конструктивным
переменам в клиенте (примечание 4).
Карл Роджерс описывает это следующим образом: “Как положительные,
так и отрицательные чувства в равной степени принимаются как часть
личности. Такое принятие как зрелых, так и незрелых импульсов,
как агрессивных, так и социальных реакций, чувства вины и положительных
чувств дает индивидууму... возможность понять себя таким, каков
он есть. Он больше не считает нужным защищать свои негативные
чувства. У него не возникает ситуаций для переоценки своих положительных
чувств, а в таком случае на поверхность поднимается инсайт, новый
способ понимания самого себя. Если у вас не было шанса наблюдать
за развитием инсайта, то трудно поверить, что люди могут столь
эффективно признавать самих себя и свою собственную структуру...
Когда негативные чувства индивидуума истощили себя, за этим следуют
слабые попытки выражения положительных импульсов, которые способствуют
росту... чем более яростно и глубоко выражались негативные чувства
(при условии, что они были приняты и признаны), тем более конкретное
выражение позитивных чувств любви, социальных импульсов, самоуважения
и желания зрелости следует за этим” (примечание
5).
- Принятие и положительное отношение к
партнеру создают (в смысле так называемого взаимообусловливания)
атмосферу, в которой разрушаются страх и напряженность, вместе
с агрессией и желанием к бегству берущие в них свое начало. При
длительном контакте ни самоотрицание и недовольство собой клиента,
ни его страх не смогут удержаться, столкнувшись с одобрением со
стороны терапевта. Как следствие, он сможет найти путь к себе,
лучше узнать себя (исследование самого себя). Если я демонстрирую
клиенту мало или полное отсутствие одобрения и любви, он будет
чувствовать себя отверженным, находящимся под давлением, запертым,
ощутит себя не в безопасности. В результате у него разовьются
страх, оборонительное отношение, желание к бегству, подавление
и другие защитные механизмы. Это поставит под сомнение контакт
и доверие между мной и моим партнером: ни взаимоотношения, ни
клиент не смогут развиваться дальше.
Практические
указания
- Принятие и положительное отношение не
следует путать с соглашательством (открытое соглашательство имеет
почти такой же эффект, как отрицание!). Лучше проявить понимание
и одобрение поведения клиента в той мере, в какой они значимы
для него самого. Цель принятия не “судить кого-то, а скорее прояснить
и помочь клиенту осознать его базовую установку” (примечание
6).
- Говоря конкретно, при выражении кому-то
своего положительного отношения следует воздерживаться от прямых
или скрытых утверждений типа “это не имеет значения...”, “я думаю,
это бесполезно, а значит, неверно и плохо”. Естественно, что у
меня есть свои нормы, но я не навязываю их своему партнеру и осознаю
тот факт, что они сами часто субъективны. Они зависят от времени,
места, “Weltanschauung” (жизненной философии), культурного уровня,
профессии, духовного воспитания, возраста и т.п.
Если я действительно хочу принять партнера,
я лишь чрезвычайно осторожно использую слова типа “но”, “да, но”,
так как за этими выражениями часто могут скрываться существенные
противоречия, отрицание и недооценка.
- Я также могу выражать положительные отношения
невербально: знаками внимания, обращая свое лицо к клиенту (положением
головы, выражением лица, позой), а также теплой и дружеской интонацией.
Я контролирую и обращаю внимание на язык тела, включая мой голос.
Указывают ли сообщения, которые я посылаю физически, на принятие
или отрицание, положительное отношение или возмущение, теплоту
или холодность? Физические сообщения часто выражают очень четко
и подлинно мои чувства или то, что я сам точно не чувствую.
- Если я нахожу трудным принять манеру
поведения моего партнера, то следует спросить себя, как это получилось:
мог бы он вести себя иначе при данных обстоятельствах в его беде
или, может быть, за всем этим стоят защитные механизмы?
Если существует что-то в манере поведения моего партнера, что я
могу принять только с трудом, то это может быть вызвано моими собственными
защитными механизмами. Очень часто в таком случае я отрицаю (не
принимаю) в партнере то, что не принимаю в себе. Вот почему я стараюсь
признать и принять свои личные защитные механизмы, чтобы быть в
состоянии справляться с осознаванием и заботой (см.
главу “Защита и защитные механизмы”).
- Я поддерживаю глубокое уважение индивидуальности
моего клиента, его личного жизненного пути, его свободы и привязанностей,
“чуда отличия” (Мартин Бубер), т.е. уважение того, что мой клиент
“отличен” от меня*.
- Показывая свое принятие и положительное
отношение к клиенту, тем самым предлагаю полное слушание (см.
главу “Систематическое слушание”).
- Показывая положительное отношение и теплоту,
я вербализую с эмпатией то, что выражает он (помимо всех чувств,
желаний и ценностей) (см.
главу “Эмпатия и вербализация”).
- Любой ценой я стараюсь быть подлинным,
если дело касается принятия и положительного отношения (см.
главу “Подлинность” и личная конгруэнтность”), и поэтому избегаю
обмана и пустых фраз. Но я изначально полагаю, что и я сам, и
мой партнер признаем факт наличия пределов приемлемости, и мне
позволено их иметь. Я признаю свои ограничения искренне и открыто.
Если у моего клиента есть сторона, которую я не могу принять, я
конструктивно выражаю это и, более того, от первого лица. Например:
“Я многое могу принять в вас, но именно это трудно для меня. Я бы
хотел вместе с вами найти решение”.
Если я обнаружу, что совершенно не могу ни уважать, ни принять своего
партнера, то предложу ему другого партнера для диалога и удалюсь.
- Какой из практических советов наиболее
важен и каким образом данная глава соотносится с другими? Чтобы
суметь предложить принятие и позитивное отношение, важны три способа
поведения:
Практические
упражнения
Упражнение 1
Главная цель этого упражнения — добиться
критического и глубокого обсуждения материала тренинга. Тренинговая
группа произвольно разбивается на две подгруппы. Они сидят лицом друг
к друг. Одна сторона, группа “за”, приводит все аргументы в пользу
“принятия и положительного отношения”. Другая сторона нападает на
это отношение с критикой и вопросами и, таким образом, являет собой
четкое “против”. Во время дискуссии возможен временный или полный
переход из одной группы в другую.
Те, кто работают с учебным материалом без
группы, могут взять листок бумаги и выписать слева то, что с их
точки зрения говорит в пользу “принятия и позитивного отношения”,
а с правой стороны то, что говорит “против”.
Упражнение 2
С помощью этого упражнения вы можете обнаружить,
какой степени вы способны достичь в принятии и положительном отношении.
Пожалуйста, проверьте свое поведение во время диалога, используя следующую
оценочную шкалу (это оценка, а не объективное свидетельство).
Попробуйте следующие шаги:
2.1: Дайте сами себе общую интуитивную оценку
по этой шкале и другим (если возможно, членам вашей группы) возможность
оценить вас.
2.2: Оцените себя сразу же после интервью
с клиентом. Вы можете записать интервью на магнитофон, чтобы дать
и себе, и группе лучшую возможность для оценки.
Используя шкалу, выясните, какие у
вас просчеты, и исправьте их со временем — или вы, может быть, предпочитаете
принять и уважать свои просчеты?
Оценочная
шкала “Принятия и позитивного отношения”
(Цифры означают: 1 — очень мало; 2 — немного;
3 — достаточно (основной уровень); 4 — вполне; 5 — очень высоко)
Терапевт принимает
и уважает чувства своего партнера и т.п. путем эмпатической
вербализации (см. главу Эмпатия и вербализация”) |
1 2 3 4 5
|
Терапевт показывает
позитивное отношение и теплоту невербально (язык тела и голос) |
1 2 3 4 5
|
Терапевт показывает
принятие и положительное отношение, так как практически применяет
систематическое слушание (см. соотв. главу) |
1 2 3 4 5
|
Терапевт может
определить, где отсутствуют принятие и позитивное отношение
(см. главу “Защита и защитные механизмы”) |
1 2 3 4 5
|
Терапевт подлинен
и верен себе в своих высказываниях (см. главу “Подлинность и
личная конгруэнтность”) |
1 2 3 4 5
|
Общий результат:
Терапевт развивает принятие, позитивное отношение, теплоту
в отношении к своему партнеру |
1 2 3 4 5
|
Упражнение 3
Здесь главная цель — осознавание себя.
Вы можете обнаружить, развиваете ли вы положительное отношение и теплоту
в данный момент или поймете, что ваша тенденция направлена на пренебрежение,
отрицание, холодность. Поэтому старайтесь лучше узнать себя, принять
свои настоящие возможности и пределы и затем используйте их с осторожностью,
осознавая их. Попробуйте следующие шаги:
3.1: Возможно, вы знаете людей, которых вы
отчасти или совершенно не принимаете и не имеете к ним положительного
отношения. Подумайте о знакомых людях близкого вам круга и дайте
каждому из них оценку (2 — очень приятны, 1 — малоприятны, 0 — совсем
неприятны):
— члены тренинговой группы,
— знакомые по службе,
— круг ваших клиентов,
— родственники,
— общественные фигуры (политики, актеры, художники, спортсмены и
т.д.).
Возможно, иногда вам недостает или вы совершенно
не чувствуете хорошего отношения теплоты к себе (к определенным
качествам, поведению): пожалуйста, отметьте, что придет вам в голову!
Следующее упражнение:
Если вы член тренинговой группы или группы
самоосознания, будет весьма полезно, если вы поделитесь своими открытиями
с группой или “подгруппой”. Конечно, нет необходимости говорить все.
Вместе с другими вы можете поискать причины: почему вы такие, какие
вы есть? Некоторые из ответов вы обнаружите в следующем упражнении.
3.2: Если проработать следующий перечень,
то вы найдете ответ на следующий вопрос: какие типы поведения вызывают
очень много, иногда маловато, а иногда вовсе не вызывают положительного
отношения и тепла?
2 — означает очень много, 1 — означает мало,
0 - означает буквальное отсутствие. Пожалуйста, поставьте цифру
на каждой из следующих строк.
После того как вы закончите заполнять перечень,
прекрасно было бы поделиться своими открытиями с другими и подумать,
какие можно сделать выводы.
Сколько принятия и положительного отношения
вы испытываете к клиентам:
la: кто облегчают себе
жизнь |
1б: кто совершают огромные
усилия и все время много работают |
2а: которые эгоцентричны
и эгоистичны |
2б: которые живут, насколько
это возможно, бескорыстно и в альтруистической манере |
3а: которые выглядят привлекательно
(или имеют приятный голос) |
3б: которые не очень привлекательны
(или говорят неприятно) |
4а: которые живут, одержимые
чем-то |
4б: которые часто истеричны |
5а: которые говорят и
ведут себя депрессивно |
5б: которые всегда живы
и жизнерадостны |
6а: которые громогласно
выражают свой гнев и ярость (агрессию) |
6б: которые почти всегда
спокойны и тихи (несмотря на агрессию) |
7а: которые сильно верят
в христианство |
7б: которые отрицают христианство |
8а: которые имеют правый
политический уклон |
8б: которые имеют левый
политический уклон |
9а: которые позволяют
себе сексуальную свободу |
9б: которые твердо отрицают
сексуальную свободу |
10а: которые много говорят
(“потоки слов”) |
10б: которые предпочитают
молчание |
11а: которые хотят доминировать |
11б: которые любят приспосабливаться
и подчиняться |
12а: которые критикуют
и отрицают |
12б: которые принимают
(почти что) все |
13а: которые в основном
рациональны и холодны |
13б: которые показывают
и ощущают свои чувства (страх, грусть и т.д.) |
14а: которые кто всегда
“делают хорошую мину при плохой игре” |
14б: которые подлинны
и лично конгруэнтны |
|