ЗАЩИТА
И ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ (PDM)*
Вебер В. (1998).
Важные шаги к помогающему диалогу. Программа тренинга, основанная
на практическом опыте.
Установка
на обучение и практические упражнения
Практические упражнения
Практические упражнения
Практические советы
Вводное упражнение
Пожалуйста, представьте себе, что вы разговариваете
с клиентом (или другим партнером по диалогу) в течение значительного
времени, и ваш партнер настойчиво говорит такие вещи, которые пугают
вас или не нравятся вам, и постепенно вызывают в вас неприязнь. Другими
словами, защитное и оборонительное поведение. Как это сказывается
на вашей позе? Что происходит, к примеру, с вашими руками и ступнями?
Как меняется ваша поза и линия глаз? Как изменяется ваш голос и дыхание?
Можете ли вы представить себе, что произошло бы с вашей позой, если
бы партнер не мог видеть вас: например, если б интервью происходило
по телефону?
Если вы входите в тренинговую группу, полезно
поделиться своими открытиями и ощущениями.
Установка
на обучение и практические упражнения
1. Концепция “защитных механизмов” была
введена Зигмундом Фрейдом и получила дальнейшее развитие в работах
его дочери Анны Фрейд в ее книге “Эго и защитный механизм” (примечание
1). Поскольку защита и защитные механизмы часто оцениваются
как негативные и поэтому умышленно отрицаются, в дальнейшем мы будем
говорить о защите и защитных механизмах в охранительном смысле (английская
аббревиатура PDM) — так как концепция “защиты” в смысле “оберегания”
обычно имеет положительное значение. Вообще уместно сказать, что PDM
могут быть либо положительными, либо негативными, что они либо сохраняют
здоровье, либо ведут к болезни, делают людей счастливыми или несчастными.
Одни и те же защита и защитные механизмы могут представлять собой
и преимущества и недостатки.
Такая конфликтность в проявлении PDM может
быть проиллюстрирована такими символами или образами, например:
— стены средневекового города защищают жителей
от нападения врагов, но одновременно ограничивают их свободу...
— рыцарские доспехи отражают удары мечей, но их вес ограничивает
свободу движений...
— атомное убежище защищает людей от атомного взрыва, но из-за смертоносной
радиации люди вынуждены находиться внутри него длительное время
и жить в скученных условиях без доступа дневного света...
Навязчивое, постоянное присутствие защиты
и защитных механизмов создает ограничение и ведет человека к замкнутости
и изоляции.
Но если они полностью отсутствуют, человек
рискует и становится открытым всем и вся. Для меня отнюдь не благоприятно
жить и день, и ночь “с душой нараспашку”. Однако также плохо отгораживаться
от всего, скрестив на груди руки.
Еще два примера.
Если у меня нет никакой защиты, то я похож
на пациента, больного СПИДом, у которого, в конце концов, не остается
никаких защитных сил и он подвержен любым инфекционным заболеваниям.
Но если я должен постоянно искать убежища и защиты, то я отрицаю
мудрость сказок: в старинной сказке “Спящая красавица” пятнадцатилетняя
принцесса (в расцвете своей девственности) погружается в глубокий
сон. В конце ее пробуждает поцелуем от сна принц и “затем они сыграли
великолепную свадьбу и зажили счастливо” (“Сказки братьев Гримм”).
Что произошло бы, если бы принцесса воспротивилась и как-то сообщила
бы принцу: “Прошу, не целуй меня! Я хочу и дальше спать! Я хочу
оставаться такой, какая я есть! Я не хочу просыпаться, выходить
замуж, править королевством, королевская жизнь (via regia) слишком
опасна для меня...”.
2. Почему, по каким причинам у меня имеются
PDM?
PDM помогает мне защититься и уберечь
себя от страхов, которые кажутся сильнее меня и потому угрожающими:
страх возникает тогда, когда у меня есть элементарные, насущные
желания (позывы), которые (вероятно) не будут удовлетворены.
Три соответствующие мнемонические фразы с
примерами.
2.1 PDM как противодействие (одолевающим
нас) страхам
Я испытываю (в качестве ребенка или взрослого)
плотские желания (физические позывы), например, пищи, питья, здоровья
и сексуального удовольствия. У меня есть (как у ребенка, так и у
взрослого) физиологические и духовные желания (ментальные потребности),
например, безопасности, любви, счастья, смысла жизни. Если эти желания
(почти) никогда не удовлетворяются, то у меня возникают экзистенциальные
страхи: страх голода, жажды, болезни, смерти и пр. Или страх отсутствия
безопасности, потери любви, одиночества, неполноценности, незначительности
и т.п. Или страх одолевающих нас сильных чувств (горя, ненависти
и т.п.). Эти страхи могут угрожать мне и травмировать до такой степени,
что будет лучше и здоровее, если я воспользуюсь всеми средствами,
чтобы защититься и уберечь себя от них: поэтому и мне, и моему состоянию
здоровья послужит на пользу, если во мне возникнет PDM.
2.2 PDM противодействует переполняющим
нас желаниям
Зигмунд Фрейд говорит о трех состояниях “я”:
ид, эго и супер-эго. Трансактный анализ указывает на нечто подобное
в своих трех ипостасях: ребенка, взрослого и родителя. С одной стороны,
мое ид (детское я) имеет элементарные желания и позывы физической
или духовной природы. С другой стороны, это противоречит явным желаниям,
исходящим от моего супер-эго (родительское я). В равной степени
справедливо обратное: то, что хочется моему супер-эго, не желает
мое ид. Это вызывает напряжение и страх: мое эго (взрослое я) теперь
с радостью вмешивается с помощью PDM и таким образом защищает меня
от переполняющих желаний как ид, так и супер-эго и связанных с ними
страхов.
2. 3 PDM содействует равновесию
PDM всегда служит цели уменьшения страхов,
ослабления напряжения, снижения сопротивления и превращения трудностей
в более терпимые. Однако я должен заплатить за это. Цена может быть
разумной или слишком высокой. Вот почему PDM содействует равновесию.
Скорее чем о защитных механизмах, Г.А. Кэррол (примечание
2) говорит о механизмах адаптации. Я могу слишком
сильно или слишком слабо адаптироваться к запросам, исходящим “извне”
или “изнутри”, “сверху” или “снизу”. Это своего рода ходьба по натянутому
канату с постоянной опасностью падения.
Практические
упражнения
Пожалуйста, кратко запишите ответы на следующие
вопросы:
— что вызывает у вас очень большой страх
(кто и что пугает вас, вызывает отвращение, заставляет сердиться,
кажется вам запрещенным)?
— каковы ваши самые сильные желания (особые желания ребенка в вас
и взрослого в вас)?
— в каких обстоятельствах вы стремитесь приспособиться и колеблетесь,
не следует ли идти на компромисс?
3. Термин “механизм” используется оттого,
что защита и адаптация обычно возникает механически и автоматически
и поэтому бессознательно. Эти механизмы часто возникают в детстве
и затем поддерживаются. Так как обычно это нечто бессознательное,
некий автоматический процесс, я не имею представления о большей
части своих PDM и должен опираться на терапевтическую поддержку
и затратить массу времени, чтобы распознать свои PDM, a затем обнаружить,
могу ли я вообще, и если да, то как, разрушить их. Кроме неосознаваемых
PDM существуют и сознательные, и частично осознаваемые и хотя я
осознаю эти паттерны поведения, они являются устоявшимися привычками
и поэтому имеют тенденцию к автоматизму, т.е. проявляются без всех
мыслей о них или без сознательного решения.
4. Трудно решить, нуждаюсь ли я (все еще)
в том или ином PDM. Если мой страх становится слишком большим, необходимость
в защите возрастает, и тогда невозможно сломить PDM.
5. С одной стороны, PDM уменьшают страх,
но они же требуют и много энергии: мне нужна значительная сила,
чтобы держать сильные страхи и желания “на привязи”. К другим недостаткам
PDM можно отнести следующие: мои эмоции притупляются (такие, как
плач, смех, гнев, страх и т. п.); мои желания затухают (например,
желание сексуальной или эротической близости, безопасности, определенного
влияния, смысла жизни); мое общение становится ограниченным и отчужденным,
я слишком часто избегаю конфликта. И тогда передо мной встает вопрос,
нуждаюсь ли я (все еще) в такой защите и защитных механизмах, или
могу (медленно) разрушить их?
6. В основном, я предполагаю (даже как квалифицированный
терапевт), что у меня есть PDM — это относится ко всем людям и,
естественно, также и к моим клиентам. Я уважаю это и принимаю во
внимание.
7. Я сознаю свои цели,
когда имею дело с PDM и пытаюсь их разрушить. С одной стороны, я
хочу освободиться сам (или освободить других) от ненужных PDM, от
ограничений и односторонности, в которых нет (больше) необходимости,
от патологического или нарушенного поведения. Таким образом, моя
цель — освободиться от конкретных проявлений. С другой стороны,
это также вопрос освобождения в направлении жизни (в мышлении, чувствах,
действиях), которая стремится к целостности. Тому, чему я (почти)
не давал раскрыться до сих пор (например, моей “тени”), должно быть
дано большее пространство; мне хочется интегрировать это, завоевать
его и достигнуть таким путем синтеза. И если до сих пор я любил
только “своего соседа”, то теперь я хочу “любить себя” и жить в
соответствии с девизом “возлюби своего ближнего, как самого себя”.
Если до сих пор я оглядывался и жил в направлении одной крайности,
то теперь я хочу оглянуться и жить в противоположном направлении
и, поступая таким образом, приобрести “округлость” и продвигаться
по пути в направлении становления личности.
Несколько иллюстративных примеров:
— Рациональный человек может быть
также и эмоциональным; или — тот, кто “думает нутром”, иногда может
использовать и голову.
— Сильный человек может быть также и слабым, и противоположное —
“слабак” может обнаружить в себе силу.
— Моралист может скрывать в себе “грехи”, а аморальный и асоциальный
тип может обнаружить в себе противоположную крайность.
— Обязательный человек может одновременно вести себя хаотично и
истерично, в то время как неряшливый “хаотичный” человек учится
ценить порядок.
— Депрессивный “пессимист” испытывает также и противоположные крайности
в той же степени, что люди постоянно радостные и улыбчивые.
— Женщинам нравится ощущать свой маскулинный аспект (“анимус”),
так же как мужчинам нравится их фемининный аспект (“анима”).
— То же самое относится к односторонне “консервативному” или “прогрессивному”
человеку, как, впрочем, к убежденно “религиозному” или убежденному
“атеисту”.
Практические упражнения
Пожалуйста, запишите кратко ответы на
следующие вопросы:
— какие крайности я испытываю односторонне?
— какие противоположные крайности я могу добавить к ним, которые
не достижимы для меня?
— какое положение я занимаю?
Если вы входите в состав тренинговой группы,
поделитесь своими ответами друг с другом и таким образом закрепите
эти упражнения.
8. Я сознаю тот факт,
что PDM могут иметь много аспектов и принимать различные формы.
Согласно Зигмунду Фрейду, защита — “многомерна, крайне сложна, часто
трудно распознаваема, изменчива... в своей форме” (примечание
3). Интенсивность PDM может постоянно меняться. Часто
различные PDM практикуются в одно и то же время. Рационализация
может вести за собой изоляцию, “взгляд в сторону”, неслушание. В
основе своей любое душевное, психическое или физическое поведение
может служить как защита.
Ниже приведены пять психологических и интеллектуальных
PDM, а также серия физических PDM.
8. 1. Психологические и интеллектуальные
PDM
— Рационализация:
Я нахожу рациональные причины и разумные
объяснения, которые, однако, не касаются сути дела. Это ясно иллюстрируется
басней, в которой лиса, для которой виноград висит слишком высоко,
успокаивает себя объяснением, что, в конце концов, этот виноград
слишком кислый.
— Подавление и отрицание:
Я подавляю и “забываю” внутренние события
(психологическую реальность), например, не осуществившиеся сильные
желания или слишком сильные страхи.
Я отрицаю внешние события (например, отворачиваюсь
в сторону, не слушаю), потому что это слишком пугает меня и страшит.
Я веду себя в соответствии с поговоркой: “Нечего волноваться о том,
чего не знаешь”.
— Проекция:
Я проецирую те свои характеристики, которые
нахожу (очень) неприятными, на других людей. Я приписываю (переполняющие
меня) желания и беспокойства на других людей. Я вижу их (и борюсь
с ними) в других, но не в себе.
“Мы проецируем свою собственную психологию
на других без запретов и обычно весьма наивно” (К.-Г. Юнг). Философ
Кьеркегор выражает это так: “То, что Джон говорит о Джиме, рассказывает
нам о Джоне больше, чем о Джиме”.
— Изоляция:
Я разделяю взаимосвязь между событиями (в
прошлом и настоящем) и чувствами. Я признаю только событие и (говорю
о нем), но не относящиеся к нему чувства. Я отделился от (переполняющих
меня) страхов (или ярости, печали и т.п.) и (почти что) не ощущаю
их.
— Регрессия:
Если я чувствую, что не справляюсь с ситуацией
или с предъявляемыми мне требованиями, я реагирую не в соответствии
с моим возрастом, а регрессирую (иду назад) к более раннему или
даже детскому поведению.
Практическое упражнение
Пожалуйста, найдите практические примеры
пяти PDM (работайте индивидуально или в небольшой группе) и задайте
себе два вопроса:
Какие PDM я могу или мог распознать в других?
Какие PDM я могу или мог обнаружить в себе?
8.2 Физические PDM:
Следующие физические позы могут также указывать
на PDM (это относится только к ситуации, при которой я сижу и участвую
в интервью):
— мои глаза бегают, и я слушаю “вполуха”;
— я начинаю ерзать и делаю беспокойные жесты руками и ногами;
— я отклоняюсь назад, а затем вперед слишком явно;
— я неожиданно выпрямляюсь или разваливаюсь на стуле;
— я складываю руки на груди;
— я кладу руки в карманы (и сжимаю кулаки);
— я становлюсь напряженным и неестественным;
— я неожиданно меняю манеру речи (говорю быстрее или медленнее,
громче или тише, менее отчетливо...);
— я испытываю усталость, чувство голода, жажды, начинаю зевать...
Практическое
упражнение
Пожалуйста, найдите практические примеры
поз (описанные в 8.2);
— где вы испытывали такие физические паттерны
в себе и в других? Скрывался ли за ними PDM?
В своем ближайшем диалоге (консультировании,
интервью и т.п.), пожалуйста, обратите внимание на свою физическую
позу — заметьте и примите все, что ваше тело делает автоматически!
Затем попытайтесь обнаружить, чему вы можете научиться из этого
и есть ли что-то, что вы можете попытаться изменить. Если возможно,
обсудите свои открытия со своей тренинговой группой.
Практические
советы
Что делать с защитой и защитными механизмами
(PDM):
Ниже приведены способы обращения с PDM моего
партнера. Но не описано, как я поступаю со своими собственными PDM.
Естественно, существует много равноценных вариантов и работа с PDM,
конечно, должна начинаться с самого себя — поэтому я переношу следующие
указания на себя.
1. Я выясняю, желает ли мой клиент работать
с PDM и вероятны ли или полезны изменения в настоящий момент. Я
воздерживаюсь от какого бы то ни было давления, потому что это только
увеличило бы страх, а с ним и PDM.
2. Я уважаю и обращаю внимание на страхи
моего клиента (переполняющие его). Я хочу научиться понимать их
интенсивность и значение вместе с ним. Для этого я называю этот
страх, стараюсь сделать его понятным и выяснить, может ли он быть
уменьшен в настоящий момент. Только после уменьшения PDM можно проявить
и модифицировать их.
3. Я помогаю своему клиенту справиться с
PDM своим поведением в соответствии с недирективным консультированием:
— Мое поведение ориентировано на клиента,
и я обращаюсь со своим партнером, как с равным.
— Я пытаюсь реагировать на все высказывания с заметным положительным
отношением и теплотой.
— Я вербализую эмоциональное содержание переживаний клиента с эмпатией.
— Я практикую высокую степень подлинности (соответствие между внутренними
ощущениями и внешним поведением) и личностную конгруэнтность.
4. Вместе с партнером я обнаруживаю (в приводимом
порядке):
— что у него есть PDM;
— от чего он защищается, когда переходит в оборону;
— как он защищается и оберегает себя.
5. Я знаю, что существуют разнообразные психологические,
интеллектуальные и физические PDM (см.
установку на обучение № 8), сознаю данные формы выражения
и внимательно работаю с ними.
6. Мне ясно, что значение и цель конструктивного
обращения с PDM (“путь — это цель” — установка
на обучение № 7):
— освобождение от ненужных (устаревших) и
односторонних деструктивных PDM;
— освобождение, ведущее к возрастающей интеграции того, что было
отвергнуто (то, что не было пережито, тень); ведущее к охватывающему
все стороны жизни новому пути (в мыслях, чувствах, желаниях).
|