|
Сенсорная деятельность.
В разных видах труда она отличается, в первую очередь, по
нагрузке на тот или иной анализатор (или комплекс анализаторов).
У работника Телефона Доверия ведущим является слуховой анализатор,
т.к. всю информацию об абоненте консультант получает только
на слух : он слышит речь абонента, распознает невербальные
сигналы, обращает внимание на фон, на котором звучит голос
собеседника, на сигналы обратной связи...
Поскольку в работе не участвуют никакие другие анализаторы,
кроме слухового, поле восприятия у телефонного консультанта
ограничено, и это ограниченное поле восприятия он удерживает
в своем сознании длительное время.
Существует еще одна особенность восприятия в деятельности
консультанта: речь идет о "межличностном восприятии",
т.е. о восприятии, понимании и оценке человека человеком.
По сравнению с восприятием неодушевленных предметов, межличностное
восприятие отличается большей пристрастностью, выраженной
оценочной и ценностной окраской, в нем слитны познавательный
и эмоциональный компоненты; наконец, представление о другом
человеке существенно зависит от мотивационно - смысловой структуры
деятельности воспринимающего субъекта.
Профессиональные особенности мыслительной деятельности.
Мышление является непременным компонентом любой деятельности.
Но мышление как профессионально важное качество выделяют прежде
всего в тех профессиях, где велика роль интеллектуального
компонента в деятельности, где этой деятельности присуще творческое
начало . Одной из таких профессий является и профессия телефонного
консультанта. Результативность работы консультанта во многом
зависит от того, насколько разнообразен его личный "репертуар"
приемов работы и насколько хорошо он им владеет.
Профессиональные особенности моторной деятельности
Принято считать, что правильнее рассматривать не моторную
деятельность, а сенсомоторную координацию, т.к. всякая моторная
деятельность вызывается и контролируется сенсорным компонентом.
Моторный же компонент - это более или менее сложные, скоординированные
движения отдельных частей тела. Деятельность речевого аппарата
тоже принято считать моторной.
В работе консультанта ТД большая нагрузка ложится на речевой
аппарат, а другие виды двигательной активности почти полностью
отсутствуют.
Профессиональные особенности внимания
Внимание неотделимо от восприятия и мышления, оно обязательно
присутствует в любой деятельности и осуществляет функцию контроля
деятельности. Работа консультанта ТД требует хороших способностей
к распределению, переключению, концентрации внимания . Объектами
внимания для него являются состояние, мысли, чувства абонента
и свои собственные, разнообразные вербальные и невербальные
сообщения обоих, сигналы обратной связи и т.п.
Профессиональные особенности памяти
Память является профессионально важным качеством для всех
видов труда, но особенно - для тех, где требуется на некоторое
время удерживать в памяти определенный объем информации. Ведущие
виды памяти зависят от характера деятельности и различаются
по тому, что и как необходимо запоминать. Для телефонного
консультанта профессионально важными являются такие виды памяти,
как слуховая оперативная
(запоминание, сохранение и воспроизведение информации во время
текущей консультации ), словесно-логическая ( память на слова,
утверждения, умозаключения ), эмоциональная память ( память
на пережитые чувства и эмоции).
Профессиональные особенности эмоционально-волевой сферы
Любая деятельность эмоционально переживается человеком, вызывает
к себе определенное отношение. Оно связано с содержанием самой
деятельности, мотивацией к ней, с интересом к работе и т.д.
Это так называемые "общие эмоции в труде"; они могут
быть положительными и отрицательными, могут влиять на качество
работы, на самочувствие работника и т.п.
Кроме "общих эмоций в труде" в психологии труда
принято учитывать: "настроение сегодняшнего дня",
"эмоции коллективной деятельности", "профессиональные
эмоции , возникающие в процессе самой работы".
"Общие эмоции в труде" можно прогнозировать при
проведении профотбора (изучая мотивы выбора профессии телефонного
консультанта), в процессе обучения и стажировки кандидата.
Можно обучить консультанта специальным техникам, позволяющим
успешно справляться с такой серьезной помехой в работе, как
"настроение сегодняшнего дня , чтобы не переносить его
на абонента.
"Эмоции коллективного труда" в деятельности консультанта
ТД отсутствуют, т.к. он общается с абонентом один на один
и несет всю ответственность за результат работы.
И вместе с тем, телефонному консультированию присущи "профессиональные
эмоции, возникающие в процессе самой работы", которые
обусловлены особым взаимодействием двух людей.
Поэтому важнейшими профессиональными особенностями эмоционально-волевой
сферы телефонного консультанта являются эмоциональная устойчивость
и умение обеспечивать в диалоге свое эмоциональное присутствие
без эмоциональной вовлеченности в ситуацию.
Профессиональные особенности личности
Консультант Телефона Доверия должен обладать теми свойствами
личности, которые способствуют организации его взаимодействия
с абонентом и оказанию ему помощи.
Работа в условиях высокого эмоционального и психического напряжения
требует от консультанта следующих качеств:
1. Эмоциональная уравновешенность
2. Стрессоустойчивость
3. Способность к эмпатии
4. Самоконтроль поведения
5. Гибкость ( т.е. отсутствие ригидных установок , мешающих
вступить в контакт с незнакомым человеком; дипломатичность,
уступчивость, умение приспосабливаться к собеседнику...)
6. Самопринятие и способность к безоценочному, неосуждающему
принятию абонента ( т.е. предоставление ему права быть самим
собой)
7. Открытость, готовность к общению
8. Культура речевого общения
9. Способность к рефлексии (т.е. знание и понимание консультантом
самого себя и понимание им того, как развивается процесс его
взаимодействия с абонентом)
10. Достаточно высокий уровень развития интеллекта, стремление
к самообразованию и саморазвитию, социальная информированность.
Особенности профессиональной среды
Микроклиматические условия и расположение рабочего места не
отличаются от бытовых.
Работа сменная. Продолжительность смены не менее 4-6 часов;
существуют ночные смены .
Оплата труда - почасовая.
Характер труда аритмичный, нагрузка в течение смены неравномерная.
Главные медицинские противопоказания к овладению профессией:
наличие хронических соматических и психических заболеваний.
Техническое оборудование: телефонный аппарат (один или несколько;
иногда еще и компьютер, магнитофон, картотеки, видеокамера...)
Работа консультанта индивидуальная ; она заключается в выслушивании,
консультировании, информировании абонента; при необходимости
абоненту может быть оказана неотложная психотерапевтическая
помощь.
Особенности социальной среды
В течение своей смены консультант работает один, в изоляции
от коллег. Он может обратиться за помощью к супервизору, но
это возможно, как правило, после окончания работы с абонентом.
Каждый консультант является членом группы консультантов и
в своей работе придерживается принятых в группе норм общения
и принципов работы, сформулированных в виде Кодекса ТД.
Консультант открыт и доступен для любого человека , пожелавшего
обратиться на ТД ; поэтому все население города тоже является
той социальной средой, в которой работает консультант.
ПРОФЕССИОГРАММА
КОНСУЛЬТАНТА ТЕЛЕФОНА ДОВЕРИЯ
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДА
1. Содержание и основные действия (операции) :
Выслушивание, консультирование, информирование абонентов ТД,
при необходимости - применение приемов психотерапии в рамках
телефонного консультирования. Ведение необходимой служебной
документации. Участие в работе группы консультантов (обучение
, повышение квалификации, тренинг, супервизия). Участие в
выездных мероприятиях ( конференции, семинары, школы, тренинги...)
2. Условия и характер труда:
Работа в бытовых условиях, в специально оборудованном помещении.
Продолжительность смены регламентирована. Существуют ночные
смены, работа в выходные и праздничные дни. Характер труда
аритмичный , нагрузка в течение смены неравномерная и непрогнозируемая
. Рабочая поза: сидя, с ограниченным передвижением ,в комфортных
условиях.
II. ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К КАЧЕСТВУ ПОДГОТОВКИ
1. Знания : психология, физиология; психотерапия кризисных
состояний и острого горя; социальная осведомленность; высокий
общий интеллектуальный уровень.
2. Умения и навыки: навыки конструктивного общения по телефону;
грамотная речь ; наблюдательность .
3. Квалификационные требования : высшее педагогическое или
психологическое образование (для консультанта-волонтера это
требование необязательно).
III. ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЛИЧНОСТНЫМ КАЧЕСТВАМ
1. Интересы и склонности : широкий кругозор, эрудиция ; склонность
к общению с людьми.
2. Профессионально важные качества (профессиональные особенности
психики и профессиональные особенности личности ) :
а) чувствительность слухового анализатора,
б) отсутствие нарушений функции речи,
в) высокий уровень развития мышления,
г) большой объем оперативной слуховой памяти ,
д) способность к распределению, переключению и концентрации
внимания,
е) эмоциональная устойчивость,
способность к эмпатии,
способность к рефлексии,
самоконтроль поведения,
стрессоустойчивость,
гибкость в поведении и общении,
открытость , готовность к общению,
самопринятие и способность к принятию других людей,
культура вербального общения,
склонность к интеллектуальной деятельности.
IV. МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
1. Психические заболевания, неврозы.
2. Хронические соматические заболевания (болезни внутренних
органов, эндокринной, сердечно-сосудистой, нервной систем,
опорно-двигательного аппарата ).
3. Нарушения слуха.
4. Нарушения речи.
V. УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
1. Высшие учебные заведения (специальности: психология; педагогика;
социальная работа).
2. Обязательная подготовка по месту работы (на ТД) .
Профессиограмма консультанта Телефона Доверия может быть
использована в целях профотбора кандидатов на обучение телефонному
консультированию.
|