Неофициально
 
1. Из Венгрии - с любовью, статья о впечатлениях после поездки к венгерским коллегам РАТЭПП.
2. Отзывы о Летней школе РАТЭПП
3. Маленький наезд на представителей прессы. (старый) (на этой странице ниже)
 
Ну и за что любить и жаловать журналистов. Вот, к примеру, статеечка. Материал хоть и старенький, но других всё равно нет. Не жалуют крутые журналисты тему психологической помощи. А то! Ведь это вам не "секс, наркотики и рок-н-ролл".
Так что статеечка? А то, что она очень показательна в плане того, как нынче пишут в СМИ.
Как и договорились, позволим себе комментирровать реплики, причем по типу "эелектронной" переписки.

Газета "Известия" от 4 ноября 2001 года (оригинал статьи находиться www.izvestia.ru)

• Леонид НОВИКОВ, Владимир
"ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД"

> почему так назван материал, поди догадайся! Автор, вроде, мужик. "Телефон" - тоже мужского рода...

Завершилась конференция ассоциации "телефонов доверия".

> Для сведения автора: Российская Ассоциация "Телефоны Экстренной Психологической Помощи" - так называется общенациональная общественная организация.

Выяснить общероссийскую статистику обращений по "телефонам доверия" не удалось даже на столь представительном форуме.


> На кой ляд она понадобилась автору? Для сенсации? Ну пусть будет 150 миллионов звонков в год, или полторы тысячи. Что меняется? Где проблема? И в то же время парой строк ниже он это число называет таки... А зачем?

Как сообщила "Известиям" президент РАТЭПП Ольга Федотова, ассоциация только приступает к созданию системы обмена информацией. "Есть только оценочные данные, согласно которым ежегодно по "телефону доверия" звонят более 2 миллионов человек. Это в первую очередь подростки и люди до 30 лет", - сообщила Федотова, - но ни одна из психических проблем, по которым люди к нам обращаются, не доминирует среди прочих". К примеру, никакого всплеска звонков за терактами в США 11 сентября на "телефонах доверия" не последовало. Перечень проблем безграничен: "чувство одиночества, взаимоотношения в семье, воспитание детей, часто звонят изнасилованные женщины, наркоманы; многие абоненты жалуются на сексуальные проблемы, у кого-то не может утихнуть боль в связи с потерей близкого человека". Столь широкая проблематика заставляет задуматься о серьезной профподготовке телефонных консультантов. Между тем, как призналась Ольга Федотова, пока "мы не знаем, как оценивать успешность консультанта и какими критериями пользоваться при приеме на работу".

> Вот так запросто автор объединяет в "одно" три совершенно разные задачи - профессиональную подготовку консультанта (которая ну никак не зависит от "широты" проблематики звонков), оценки успешности консультанта и выбор критериев при приеме на работу. При чем объединяет их своей собственной негативной позицией и некомпетентностью в обсуждаемых вопросах.
Знаю Ольгу Федотову лично, более того, присутствовал при этом "интервью". Президент РАТЭПП не "признавался" вовсе, а формулировал текущие задачи ассоциации: выработать единые оценки и единые для РАТЭПП критерии при обсуждении деятельности ТД и работы собственно консультантов. Новиков же ключевое слово упустил, и получилось, что подобные критерии у всех ТД России отсутствуют в принципе. Вдвойне печально.

Службы экстренной телефонной помощи, которых в нашей стране насчитывается около 200...

> В РАТЭПП на сегодня 225 членов. Новиков, как журналист, точен быть - обязан. Но и это еще не всё. Обратите внимание - членов РАТЭПП. А сколько Служб "не членов" - никто и не считал. А ведь это как минимум еще столько же!

... по российской территории от Калининграда до Петропавловска-Камчатского распределены крайне неравномерно. В Москве их зарегистрировано всего пять, в Санкт-Петербурге - шесть, зато их 12 в Оренбургской области. Если своя телефонная Служба доверия есть в маленьком кемеровском поселке Яя, то в Ивановской области не значится ни одной. Как считает Ольга Федотова, появление подобных служб напрямую связано с "прогрессивностью чиновников". В самом деле, в общественную ассоциацию входят службы, целиком находящиеся на содержании у муниципальных образований. Россия - единственная страна в мире, где сотрудники, работающие на "телефонах доверия", получают за это зарплату.

> И опять ошибочка вышла. В ассоциацию входят самые разные Службы: и целиком и не целиком находящие у муниципальных и у не муниципальных образований на содержании. Скажем так: правда на четверть! Здорово, да?! К тому же если деньги в 200 рублей ($ 7), которые например, получают консультанты ТД Владимира - земляки автора, для него зарплата - тогда он прав. И тем не менее, есть ТД, сотрудники которого никогда не получали даже таких денег, а работают просто бесплатно.

.. Более 90 процентов участников конференции во Владимире - девушки и молодые женщины в возрасте 20-30 лет. Поэтому звонящему по "телефону доверия" следует иметь в виду, что скорее всего по поводу его проблемы он услышит мнение женщины.

> А вот это уже слишком серьезное заявление! Мало того, что психологи, как и врачи, на работе пола не имеют, и в этом-то и состоит определенная часть их профессионализма. Но это уже вне осознания Новикова, у него ведь женский взгляд! А вот то, что обязательно следует иметь ввиду и Новикову, и всем остальным - телефонный консультант никогда не высказывает ни женского, ни мужского мнения по поводу проблем звонящего. Это худшее, что может произойти с консультантом. Да и советов, как скажет Новиков чуть ниже, консультанты и психологи не дают. Это, если хотите, закон профессии. Психологическая помощь состоит в создании условий клиенту, в которых тот примет свое собственное решение по поводу своих проблем. Вот поэтому консультант - профессионал в создании таких условий - Любви, Принятия, Понимания и т.п. Для этого не надо быть докой во всей "широте" проблематики. Надо быть, как бы это сказать по-русски, человеком и уметь любить себе подобных.

Впрочем, обратившемуся в Службу доверия никогда не удастся узнать, с кем конкретно он говорил: один из основных принципов работы служб - взаимная анонимность. Поэтому и претензий потом предъявлять будет некому, и телефонный консультант никогда не узнает, затянул ли его собеседник петлю на шее или его жизнь переменилась к лучшему. Так, в Вологде только 10 процентов из тех, кто позвонил по "телефону доверия", идут на продолжение контакта или дальнейшую психотерапию.


> Ах, каков слог, исполненный скепсиса! Ах какие плохие эти службы доверия - крытые и беспардонные. Наглые, можно сказать! Надают советов, хоть вешайся. И взятки с них гладки. И не ходит к ним потом никто.
Уважаемый Леонид! Телефон Доверия - это закрытая психологическая Служба экстренной помощи. Туда не надо, а часто - запрещено, приходить клиентам. И главная задача ТД - снять психическое напряжение с позвонившего, освободить его от эмоционального удушья, которое он испытывает в данный момент времени. И для того, чтобы он успокоился и начал мыслить, а не переживать. Вот и всё. Большего по телефону делать не рекомендуется, а в некоторых случаях - просто нельзя. И это имеет прямую аналогию со службой скорой медицинской помощи - снять или облегчить острое состояние больного и далее, согласуясь с мнением больного и при необходимости (заметьте!), доставить в стационар. Быстро машина будет передвигаться к больнице или стоять на всех светофорах зависит от состояния больного, и заранее этого никто, кроме Вас, не знает. К тому же врачи скорой помощи никогда уже потом сильно не переживают - умер или нет доставленный ими больной на операционном столе. Не потому что гады, а потому задачи у них иные. Это уже не говоря о соблюдении прав человека, в том числе его права на смерть. Хотя вопрос это очень спорно-философский.

Пока основным критерием эффективности работы "телефонов доверия" является рост числа обращений. Их динамика различна в разных регионах. Как сообщила "Известиям" Юлия Белякова, заведующая владимирским отделом экстренной телефонной помощи, в этом году сюда ежемесячно обращаются 2,5 тысячи нуждающихся в советах психолога. Только 5 процентов звонков делают граждане старше 45 лет, в то время как каждый пятый - ребенок до 13 лет. Более трети звонков поступает от молодых людей. Неудивительно, что главный вопрос - проблемы любовных отношений, и лишь менее одного процента абонентов говорят о желании покончить с собой.

> На этом, к счастью, Новиков закончил. А почему бы ему не привести данные владимирского ТД пошире. Или данные ТД других регионов. Вот, например, по данным Молодежного Телефона Доверия "Зеркало" Казани, городишко поболе Владимира будет, на первом месте у молодых конфликты друг с другом, а на втором - с родителями, на третьем месте наркомания. Суицидальных звонков по сравнению с этим и впрямь "мало" - меньше 50. В процентном отношении к звонкам в Службы "секс по телефону" или посещениям порносайтов - это сотые или тысячные доли. Но так далеко можно досравниваться и допроцентоваться...


Но самое главное - каков смысл всего, написанного Новиковым? Чему посвящен материал? Где соль? О чем, наконец, Новиков "известил" читателя. Возможно, смысл корреспонденции заключен в следующем за ней опросе разных важных людей и знаменитостей. Смотрите, как поставлен вопрос, с которым к ним обратилась редакция.


Доверяете ли вы "телефону доверия"?

> Закрытый вопрос, содержащий частицу "крупного" сомнения "ли", является известной формой манипуляции мнением отвечающего. Эдак можно и по-другому его поставить. Например: Не кажется ли Вам, что доверять этим непрофессиональным, никому в общем-то не нужным, беспардонным и бесполезным, на мой взгляд, телефонам, как его там, доверия что ли, является признаком дурного тона для нормальных людей как мы с вами, а не сопливых любвеобильных подростков, каковыми мы с вами никогда не были...

Кстати, судя по началу ответа адвоката Сергея Загребнева, превоначально вопрос звучал иначе. Только потом редакция его подменила.

Вадим БОНДАРЬ, депутат Государственной думы:

- У нас в Тюмени были такие случаи, когда люди не нашли никого, кто мог бы помочь, кроме этой службы. Например, человек просто не понимал, что ему делать в ситуации с рэкетирами, позвонил на милицейский "телефон доверия" и ему помогли. Надо признать, что тотальное недоверие в нашем обществе распространяется и на эту службу. Многие в принципе не верят, что можно куда-то позвонить и тебе помогут. А дело-то нужное и полезное. Но доверять можно только тем "телефонам доверия", которые долго работают.

Рейнальдо ПЕРЕС ЛОВЕЛЛЕ, доктор психологических наук:

- Мне самому в качестве "телефона доверия" раз десять в год звонят люди. Тогда моя жена берет справочник и диктует телефоны той или иной службы помощи. Люди обращаются к службе "телефона доверия" в надежде найти кого-нибудь, кто мог бы выслушать. Потому что в нашем обществе внимания к другому все острее не хватает. Телефон доверия - первичная психологическая помощь, ждать от него больших результатов не стоит. Чаще человеку, звонящему в эту службу, нужен не разговор по телефону, а общение с психологом. Стоит учитывать и то, что в этой службе не всегда работают профессионалы.

Сергей ЗАГРЕБНЕВ, адвокат:

- Положительно. Я думаю, что это определенная форма психологической помощи в экстренных ситуациях для тех людей, которым, может быть, квалифицированная психологическая помощь недоступна, либо психологическое состояние человека таково, что помощь ему требуется немедленно. Цель организации милицейских "телефонов доверия" - не столько помощь, сколько предоставление информации. Такая форма получения информации полезна в ряде случаев, может быть, не для раскрытия, а для предупреждения правонарушений.

Сергей БУНТМАН, заместитель главного редактора радио "Эхо Москвы":

- Сам никогда не обращался. Думаю, прежде всего "телефоны доверия" нужны людям, оказавшимся в сложной психологической ситуации, когда помощь нужна немедленно, а рядом никого нет. У меня такого никогда не было.

Наталья ФАТЕЕВА, актриса:

- Мне самой это не нужно, но я понимаю тех людей, которые туда звонят. Мы живем в стране, где люди совершенно не защищены, терпят массу лишений, многие крайне одиноки. Для тех, кто испытывает потребность поделиться наболевшим, "телефоны доверия" часто единственный выход. У нас отсутствует институт психоанализа, который есть во всем мире, а многие люди просто не знают о существовании таких служб.

17:31 04.11.01

 

Hosted by uCoz