Из Венгрии - с любовью…
этот текст в архиве zip
 
"Свеча, зажжённая с двух концов"
 
Что будет если к Буде прибавить Пешт? Правильно, получится Будапешт. Вместо плюса - Дунай, пересечённый великолепным в вечерних огнях Цепным мостом, который охраняют очень серьёзные львы. Этот город и сам очень напоминает старого, но всё ещё величавого льва. Встреча с Будапештом - встреча с Европой. В центре города высится собор в честь легендарного короля-реформатора Матьяша, правившего страной в XV веке. Это - сердце Будапешта и его биение можно слышать во время мессы, когда звучат орган и торжественные песнопения. По-прежнему хороши имперские фасады дворцов вдоль Дуная. Маленькие мощёные улочки, "начинённые" сувенирными лавками и кафе, всё ещё хранят в себе стародавние ароматы самых разных ремесленных мастерских… Запряжённая парой лошадей коляска, управляемая лихим, "декоративным" мадьяром так же хорошо вписывается в этот старый город, как и автомобиль… Будапешт - живая история. Этот город, увы, уже не ослепляет столичным блеском и скорее выглядит усталым, чем полным сил. Живущие в нём трудолюбивые и гостеприимные люди, его очень любят , но так же как и он таят в глубине своей души вздох… В Венгрии, в Будапеште, в сердце Европы, на границе двух совсем недавно враждебных миров, жить непросто…
"Драматично-пограничное" положение Венгрии сохраняется до сих пор. С одной стороны, Венгрия, - безусловно, часть современной, свободной, динамично развивающейся Европы. С другой, Венгрия - бывший член СЭВ, чьи экономические связи и ориентиры были связаны с СССР, которого, если внимательно и честно посмотреть на карту, уже нет, и не будет. С одной стороны, венграм давно не нужно доказывать, что они европейцы, им не нужны визы, чтобы поехать в любую европейскую страну, они могут без проблем учить своих детей в любых школах и университетах, свободно и много ездить по миру в отпуска и на каникулы…
С другой стороны, квалифицированный специалист в Венгрии получает заработную плату в 10 раз меньше, чем в соседней Австрии, которую, образно говоря, может увидеть с балкона своего дома. Не трудно в этой связи предположить, что многие люди с хорошим профессиональным потенциалом стремятся на Запад, т.е., с российских позиций, - ещё на "более западный Запад". Но, если опять посмотреть на географическую карту, можно заметить, что весь "западный Запад" - это ограниченное количество стран с очень ограниченной территорией, на которых проживает большое количество местных жителей, которым и самим нужно где-то работать. Вывод один - уехать можно, да не везде ждут. Получается, с одной стороны, Венгрия была и остаётся страной-транзитом для "ищущих лучшей доли". С другой, - Венгрия, как никакая другая страна, настраивает на философский лад и говорит о тщете гонки за счастьем в землях обетованных, которых, если честно и внимательно посмотреть на карту, просто на всех не хватит. Парадоксально, но факт, - Венгрия, бесспорно - Европа. Но сильной, энергичной, оптимистичной страной, той Венгрией, которая жива в душе каждого мадьяра, ей ещё предстоит стать. Это возможно. Так будет. А пока, в Венгрии жить непросто…
 
"Душевная помощь"
Время перемен, реформы, перестройка, новый этап в развитии цивилизации и т.п. - звучит красиво и впечатляюще. Но, каждый из нас, кому посчастливилось жить в "интересное время", прекрасно знает цену любых перемен, потому как сам платил по счетам. Что делать, когда взрослому человеку тревожно, одиноко, страшно, когда одолевают проблемы, когда радости жизни потускнели, когда никто не может разделить с ним его печали, никто не может утешить и дать совет? В отдельные поворотные моменты истории, таких людей, нуждающихся в помощи, становится очень, очень много. Первые службы, оказывающие экстренную психологическую помощь по телефону, появились в Венгрии в 70-е годы. Все они имеют разные названия: "Служба доверия", "Душевная помощь", "SOS!" и др. Все они служат одной благородной цели, все работают бесплатно, ежедневно и максимально плотно по времени - большинство круглосуточно, некоторые - по 12 часов.
Рабочий визит в Венгрию для участия в конференции венгерских служб телефонной экстренной психологической помощи проходил с 20 по 27 сентября 2002 г. Первая встреча была организована в Будапеште, в офисе Венгерской Ассоциации служб ТЭПП. С организационной стороной работы службы российских коллег знакомил Домонкош Буза - руководитель службы и президент Венгерской Ассоциации.
В Венгрии созданы и работают две ассоциации. Первая - Венгерская Ассоциация, которая на сегодняшний день объединяет 35 служб из 25 городов. Кроме того, в Венгрии есть ещё около 5 служб, пока не входящих в Ассоциацию. В это национальное объединение входят службы, работающие со взрослым населением. Для молодёжи и детей в Венгрии есть 18 "своих" служб ТЭПП, объединённых в "параллельную" молодёжную Ассоциацию. Оба объединения - партнёры и находятся, буквально, в ежедневном взаимодействии. Большинство служб находится на самофинансировании. Основных источников средств к существованию - три. Первый - государственный бюджет. Здесь для России есть хороший пример. Каждый венгр платит налоги и из них 1% - на социальные нужды. Каждый венгр имеет право поддержать тот или иной благотворительный фонд, помогающий сиротам, пожилым, ВИЧ-инфецированным и т.д. Если человек не может определиться сам, то просто передаёт свой 1% государству, а оно уже направляет его деньги в пользу особенно нуждающихся. Таким образом, поддержку от государства, а другими словами от общества, получают и венгерские службы экстренной психологической помощи по телефону. Другой источник финансирования - муниципальный. На этом уровне жизненно важно "уметь дружить". Третий - спонсорские средства. Чтобы их добыть ведётся большая работа с зарубежными благотворительными фондами, налаживаются связи с представителями бизнеса, подаются заявки на гранты - безвозмездные денежные субсидии.
Во всех службах консультантами работают волонтёры, а специалисты, за небольшую зарплату, координируют их работу . По возрасту, роду основных занятий, образованию и т.д. люди эти очень разные, однако девиз жизни у них один - "отдавая - обретаешь". В будапештской службе ТЭПП из числа работающих две трети составляют консультанты,не имеющие психологического образования. Среди них есть инженер, археолог, экономист, домохозяйка, социальный работник, священник, строитель, финансист, юрист, монахиня, психолог, воспитатель. Например, Акош из Будапешта - молодой, симпатичный, серьёзный парень, в основное время - социальный работник, несколько лет работает с особым контингентом - проститутками и их семьями.
Следует отметить, что в венгерских службах ТЭПП работают священники, принадлежащие разным конфессиям. В целом же все службы ТЭПП находятся вне политики и вне религии, тем самым максимально открыты и толерантны по отношению к абонентам. В структуре службы есть специалисты, ответственные за отбор персонала, за обучение консультантов, за внешнее и внутренне администрирование и информационную работу. Как правило, - это 4-5 человек, составляющих штаб службы.

В объявлениях об очередном наборе консультантов, которые периодически появляются в местных СМИ, нет упоминания о работе в качестве телефонного консультанта. Просто приглашаются люди, ощущающие внутреннюю потребность и готовые работать в "службе помощи". Таким образом, на первое место ставится суть работы, а не её форма. При отборе будущих консультантов из числа желающих, используются специальные тесты. В их основе знакомая российским коллегам методика Кеттела. Тесты помогают выявить так называемую "картину будущего" кандидата, мотивацию его обращения в службу, систему жизненных ценностей. Все претенденты проходят собеседование. Тестирование и собеседование помогают разглядеть в человеке необходимые именно для этой сложной работы качества. Разумеется, имеет место "отсев" кандидатов, причём как после тестирования, так и по результатам экзамена после обучения. Консультантом на телефоне доверия, может стать не каждый.

Все члены команды в своё время изъявили желание работать в службе и прошли этапы отбора и обучения. Минимальный период подготовки консультанта продолжается 100 часов в течение 6 месяцев. В будапештских службах консультантов готовят в течение полутора лет, их подготовка длится более 180 часов. В среднем, период активной работы консультанта в службе душевной помощи длится 2-3 года. Почему? Мадьяры говорят о себе: " мы - свеча, зажжённая с двух концов". И это несомненно относится и к консультантам, принимающим чужую душевную боль.
Особое место в работе службы занимает супервизия. Как и в России, эта работа способствует повышению квалификации и профилактике синдрома сгорания. Супервизия осуществляется в нескольких формах. Первая - индивидуальная, супервизор наблюдает консультанта в процессе работы. Позиция супервизора в отношении консультанта - не "сверху", а "рядом", по принципу зеркала, как подчеркнул Домонкош. Супервизор работает, прежде всего, по просьбе самого консультанта. Помимо индивидуальной супервизии, практикуются и групповые занятия, в ходе которых психологи, вместе с консультантом, обсуждают конкретный случай. Собрания, в которых принимают участие группа консультантов, проходят 1 раз в неделю. Супервизия - неотъемлемая часть работы, её проведение может быть инициировано и руководителем службы, если он видит в этом необходимость по отношению к консультанту, группе или команде в целом.
Разговор с Домонкошем продолжается в служебном помещении, где непосредственно ведётся приём звонков. Помещение включает в себя рабочую зону консультанта, дизайн которой предусматривает звукоизоляцию и необходимый комфорт для длительного дежурства, а также очень уютную мини-кухню. Всё остальное - офисная часть.
Все поступающие на телефон звонки фиксируются. Для этого разработаны специальные бланки, которые есть во всех венгерских службах ТЭПП. Одной из задач Ассоциации является сбор, анализ, обобщение статистических данных о работе всех служб по стране. Для каждой службы есть обязательный минимум статистики. В этот минимум входит так называемый "Парижский каталог" , - рубрикатор из 17 категорий проблем, утверждённый для служб ТЭПП международной организацией IFOTES. Как и в России, рубрикатор представляет собой список проблем, каждой из которых, в определённой системе, присвоен свой номер. Выработка единых стандартов и широкое использование ПК позволило сделать обработку данных своевременной и эффективной.
Как известно, статистика умеет говорить. Естественно, что мы интересовались наиболее актуальными для жителей Венгрии, Будапешта в частности, проблемами. Их, как и в России много и они практически те же. Всего в год венгерские службы ТЭПП принимают более 600 тысяч обращений. На первом месте - конфликты в семье и проблемы межличностных отношений. На втором месте - проблемы, связанные с одиночеством, с самооценкой. 6-7% из общего числа составляют звонки душевнобольных людей, всего же в Венгрии люди с отклонениями в психике составляют 3% населения. От общего количества звонков, 5-7% обращений связано с суицидом. Именно волна суицидов обусловила в Венгрии, как и во всей Европе, появление служб ТЭПП. Ежегодно ими принимается 6 тыс. звонков от людей, подошедших к последней черте отчаяния. Таким образом, с момента своего рождения, службы ТЭПП находятся на передовой невидимого фронта. 60% из всего количества звонков составляют повторные обращения. Наиболее часто из числа "взрослых" за психологической поддержкой в Венгрии обращаются женщины - 67% от общего числа обращений в год. Общая продолжительность всех звонков, поступающих в службу города Будапешт за сутки, составляет 40% (если взять за 100% двадцать четыре часа). Есть и постоянные абоненты. Их обращения составляют 15-20% от общего числа.
Среди бесспорно положительного и прогрессивного венгерского опыта - реклама венгерских служб ТЭПП. С этим дело обстоит так, как в России мы можем только мечтать. Первые страницы массивных телефонных справочников, специальные буклеты, визитки, плакаты, стенды, информация в газетах, на радио, в эфире ТВ, - словом, задействовано и подключено абсолютно всё! Плюс к тому - ежегодные акции - так называемый "Телефонный день", проходящий по всей стране, когда добровольцы служб ТЭПП выходят на улицы, идут в школы и раздают рекламные материалы, собирают многочисленные аудитории молодёжи. Разумеется, всё это стоит денег и не малых. Каким образом в Венгрии возможна такая активная рекламная деятельность абсолютно некоммерческих организаций?
Всё дело в том, что в Венгрии додумались принять закон об общественной рекламе, отделив её от рекламы коммерческой. "Реклама в общественных целях", а по-нашему, - социальная реклама, признана в Венгрии делом национальной значимости. Мудро!
 

" "Лети, сокол, лети!"

Это слова из припева песни, под которую взялись за руки и пошли единым хороводом все 250 участников 15-ой национальной конференции служб ТЭПП, проходившей в курортном местечке Добогокё, что в горах Пилиш, недалеко от Будапешта. Это слова песни, которую мы слушали потом в каждом гостиничном номере, и когда проносились по всей Венгрии с востока на запад, вдоль густо-зелёных гор и бескрайних равнин. Эту песню мы увезли в своём сердце, как дивный и волнующий подарок. Стоит ей зазвучать, и в памяти мгновенно возникают лица друзей, многочисленные встречи, переговоры, мероприятия, природные красоты, незабываемо добрая атмосфера сотрудничества и взаимопонимания. Это "якорь" на всю жизнь.

На Венгерской конференции (20-22 сентября 2002 г.) "Сочувствие и его место в работе консультанта", куда съехались представители всех входящих в Венгерскую Ассоциацию служб, реально представляющих всю страну, разумеется, были не только песни. Прежде всего, был обмен опытом, лекции и тренинги - эта "рабочая часть" в организационном и содержательном отношениях была яркой. Кроме России, на торжественном открытии, участникам конференции были представлены гости из Англии и Бельгии. Всех приветствовали равно дружественной и продолжительной овацией. После зарубежных гостей (коими мы себя совершенно не чувствовали), были представлены команды из 25-ти различных городов - из Мишкольца, Дебрецена, Эгера, Сегеда, Шопрона, Айко, Хартвана, Дьёра…Названия городов звучали как новая мелодия и мы многократно хлопали в ладоши, сбившись со счёта. Вместе с этими людьми вставала с мест вся многоликая Венгрия.
А потом, профессор, доктор Багди Емокё поделилась с аудиторией мыслями о важности при контакте консультанта и звонящего не только содержания разговора, но и психо-эмоционального настроя самого консультанта. Выступавшая подчёркивала, что процесс понимания включает в себя слушание, понимание информации и также (что важно) восприятие её на невербальном уровне. Эта лекция была программной для конференции. Другая лекция доктора Сарвари Дьёрди называлась очень эффектно "Герменевтический круг взаимопонимания" и, с одной стороны, касалась необходимости подстройки к звонящему, предлагала некоторые методы "охвата" его проблемы. С другой стороны, лектор подчеркнул недопустимость практики, когда диалог консультанта со звонящим превращается в самоутверждение и "демонстрацию профессионального опыта" психолога. Другой ценной мыслью, было мнение о том, что в ходе консультации важно не сводить её к "поиску виновного". Гораздо важнее выявив проблему, совместно с абонентом искать из неё выход. Говорилось и о необходимости выработки "чувства времени", о различных позициях консультанта в диалоге со звонящим. Рефреном же звучал тезис о необходимости создания условий полного понимания.
Третьим участником программы был пожилой и очень энергичный человек - профессор, доктор, и как принято обозначать в России духовное лицо, о. Петер, проживший и проработавший в Японии в качестве миссионера более 35-ти лет. Содержание его выступления можно охарактеризовать как "заметки по сравнительной этно-психологии". В качестве иллюстраций были представлены многочисленные забавные эпизоды. Однако многие шутки, которым смеялся весь зал, при переводе неизбежно теряли свой блеск. Однако общую атмосферу, в которой о серьёзном говорилось остроумно, мы высоко оценили и без перевода.
В программе двух последующих дней главное место занимали различные тренинговые занятия, для чего всем участникам конференции было предложено "разбиться" на 10 групп. Иностранным гостям было предложено отправиться на тренинг по танцевально-двигательной терапией, что мы и сделали с большим удовольствием. Тренинг вела энергичная Андреа - руководитель одной из будапештских служб ТЭПП.
На совместном подведении итогов в ходе торжественного закрытия конференции, все ведущие тренингов делали мини-анализ проведённой работы, честно рассказывая о том, что не получилось, а что удалось. Наша "танцевальная" группа, объединившая на 2 дня 30 человек, выглядела очень довольной и в качестве своей оценки продемонстрировала один из "этюдов". После чего многие участники встречи выразили сожаление о том, что не были с нами.
"Лети, сокол, лети!": к тому времени, когда мы все взялись за руки в прощальном хороводе, каждому второму мы уже могли бы сказать по-русски, по- венгерски, по-английски, - здравствуй! И этот миг перед прощанием был самой настоящей встречей, той самой "дружбой народов". Можно и без кавычек, потому что она на самом деле была.
 

" Мишкольц и "Мишколция"

У венгров есть поговорка "сколько килограмм назад вы приехали в Венгрию?". Две русские женщины неминуемо бы превратились в Венгрии в круглобоких матрёшек из-за достоинств венгерской национальной кухни и гостеприимного характера "принимающей стороны". Этому помешало только то, что в ходе поездки у нас сложился очень плотный график, по которому мы ложились спать в два часа ночи, а вставали максимум в 7-30 и за день умудрялись проехать сотни километров по стране, едва успевая распаковывать и запаковывать сумки.

Мишкольц - самый дождливый город Венгрии. По словам местных жителей, он просто притягивает к себе мало-мальски пригодные к дождю тучи. Мишкольские улочки чем-то напоминают Туманный Альбион. Возможно, впечатление это усиливают ярко-красные почтовые ящики в стиле ретро, - чем-то похожие на английских собратьев. Дождь, почта и колорит улочек в результате родили венгерскую шутку о "Мишколции", в основе которой переделка венгерского названия Шотландии - "Сколция".
Не смотря на погоду, "Мишколция" (те кто уже был там подтвердят) - это подарок! В Мишкольце, третьем по величине городе Венгрии, некогда имевшем мощнейший промышленный потенциал, мы пробыли три дня, показавшиеся целым месяцем. Сам город тоже сыграл в этом свою роль, потому что у него- несколько лиц. Впрочем, с одинаково радушным выражением. Мишкольцам удалось сохранить и реставрировать свой исторический центр. Мощёные улочки, чистые старинные домики, украшенные многочисленными кашпо с цветами, нарядные вывески, уютные кафе и магазинчики - наглядная иллюстрация к сказке о старой-доброй Европе, в провинции ещё более усиливающей своё обаяние. Экскурсионными жемчужинами края являются термальная купальня в подземном гроте в Мишкольц-Тапольце и величественные развалины средневекового замка Диош-Дьёр, где некогда жили короли, а спустя тысячу лет проходят костюмированные праздники ремесленников, различные концерты и праздники.
Другое лицо города - это жилые кварталы, по-нашему - микрорайоны, где проживает большинство населения, составляющее 200 тысяч человек. В микрорайонах чисто. Обычные, "типовые" здания-"многоэтажки" выглядят вполне респектабельно из-за ненарушаемого единообразия в оформлении балконов и некоторых очень простых, но эффектных дизайнерских решений с использованием цветного стекла. Третье лицо города - промышленная зона, в которой спят мощности некогда крупнейшего в Венгрии металлургического комплекса. Город же целиком, обозреваемый с высоты телевизионной вышки, кажется пёстрым ковром, раскинутым на фоне по-мадьярски курчавых гор, яркое осеннее руно которых так хотелось погладить рукой…
Знакомство с работой психологов в Мишкольце началось с посещения психологического кабинета в областной больнице, где нас любезно приняла детский психолог Эдит, ведущая, кроме того, супервизорскую работу в команде мишкольской службы ТЭПП. Как выяснилось, в Венгрии большинство специалистов (психологов) ведут приём в поликлиниках и носят белые халаты. Соответственно, отношение к ним у населения, как к докторам. А к докторам, как известно, большинство из нас по доброй воле ходить не любит. Если говорить о подготовке профессиональных кадров, то психологическое образование можно получить в медицинском вузе, сдав дополнительный экзамен по будущей специализации психолога. Словом, система совсем другая. Венгрия - страна небольшая, всего 10 миллионов жителей и психологов готовит только один вуз. Хотя социальных, экономических и психологических проблем в Венгрии на один квадратный метр населения хватает, хотя бы из-за высокого уровня безработицы. В одном только Мишкольце безработных свыше 20 % населения. На "психологической передовой", в Мишкольце трудится примерно 25 специалистов, имеющих различную ведомственную принадлежность. Друг о друге знают, пересекаются на практических конференциях, но, по большому счёту, трудятся автономно.
От обаятельной Эдит мы узнали о проблемах, с которыми обращаются за помощью. Среди них: психосоматические случаи, различные нарушения в поведении детей (энурез, тик и др. ), психические травмы, полученные детьми при разводе родителей и др. В практике Эдит есть и групповые занятия с семьями. В ходе таких встреч, в одной комнате сидят семьи и работающие с ними два терапевта. В это время ведётся видео-съёмка, за процессом работы в соседней комнате благодаря ей, может наблюдать супервизор. Таким образом работа в случае супервизии идёт на двух уровнях: аудитория- консультант и консультант-супервизор. Эдит "со вздохом" сказала, что для активной групповой работы есть все условия, но увы, очень трудно собрать группу. И не потому что люди не хотят, а потому что все мамы и папы очень заняты на работе и крайне ограниченны в своём свободном времени.
В формах работы психолога оказалось много общего с российской практикой. Они включают в себя приём населения, т.е. индивидуальные консультации, групповую работу, выступления перед жителями ( выступления и лекции в школах и организациях). Кроме того, мишкольские СМИ охотно дают возможность психологам выступать на ТВ или публиковать свои материалы на страницах газет. Распространена практика прямого эфира, когда люди могут звонить прямо в студию и задавать вопросы. Одной из задач просветительской работы является правильно сориентировать население края в понимании разницы между психологом и психиатром, повлиять на досадные отрицательные стереотипы среди населения в отношении обращения за помощью к психологам. Такая проблема существует и в России.
С Эдит мы снова встретились вечером, в офисе мишкольской службы ТЭПП. В Мишкольце работают две ежедневных, круглосуточных линии. Одна из них ориентирована на взрослое население. Другая - на подростков и молодёжь. В службе занято 53 активных сотрудника. Самому младшему из них - 23 года, самому старшему - 73. Отрадный факт - 25% команды составляют мужчины. Консультанты службы фиксируют более 30-ти звонков в день. Как и в России, консультанты работают либо под псевдонимом, либо под условным номером. В структуре службы, помимо позиций руководителя, закреплены сферы персональной ответственности за супервизию, за подготовку кадров, за статистику, за бухгалтерию, за транспорт, за хозяйственную часть. Подготовка консультантов после отбора проходит за 120 часов, т.е. каждую неделю по три часа. По итогам обучения проводится экзамен. Будущие консультанты отвечают на вопросы по билетам и участвуют в ролевом тренинге.
У консультантов службы мы также интересовались проблематикой обращений. Выяснилось, что среди них, как и ожидалось, нет ничего "экзотического", содержание звонков связано с обычными житейскими трудностями. "Большая часть населения не ходит в церковь (хотя храмы в Мишкольце есть для всех), но, тем не менее испытывает потребность в душевной помощи" - об этом нам говорил о. Бертолан или "просто Берти", - один из священников, которые отдают часть своего времени работе в службе ТЭПП. Среди молодёжных обращений много обращений студентов, впервые покинувших родной дом и с трудом адаптирующихся в новых условиях. Для Мишкольца, города с одним из крупнейших в стране университетом, это актуально. Оказавшись в новой для себя среде, столкнувшись с необходимостью устанавливать новые связи, получая во многих отношениях первый и порой драматичный опыт, студенты звонят в службу, надеясь найти помощь. Среди обращений молодёжи 75% звонков связано с трудностями в партнёрских отношениях и 5% - с сексуальными проблемами. 10-15% обращений связано с проблемами воспитания детей, значительная часть звонков вызвана трудностями во внутрисемейных отношениях. Наркомания и суицид, - темы, неминуемо возникающие в разговоре при посещении любой службы ТЭПП. К счастью, мишкольская статистика в этом отношении не даёт больших цифр. Из упомянутых двух зол - на первом месте проблемы наркозависимости.
Мишкольская служба ТЭПП ведёт активную информационную, просветительскую и рекламную деятельность. Как говорилось ранее, - в Венгрии для этого благоразумно дан зелёный свет. Из нестандартных форм такой работы, наше внимание привлёк проект - конкурс рисунков для учащихся школ на тему "Что такое телефон доверия?". Акцию планируется провести в октябре и выставить рисунки в просторном фойе мишкольского драматического театра. Шикарное здание театра мы видели. Учитывая любовь мишкольцев к театру и размеры фойе, можно предположить, что общественный резонанс у этой акции несомненно будет большой. Ежегодно мишкольская служба ТЭПП направляет свой годовой аналитический отчёт властям города. А те его "читают". И, хотя как и везде, власть скупа на помощь службам ТЭПП, она, по крайней мере знает, что они есть и ведут изо дня в день огромную работу.
На следующий день мы были приняты руководителем мишкольской службы ТЭПП, заведующей неврологическо-токсикологическим отделением областной больницы, доктором Илоной Шаги. Илона только что вернулась из Америки. Усталая, но радушная, пригласила нас расположиться в своём уютном кабинете. Именно в этих стенах, в этом кабинете, у Илоны родилась мысль создать в Мишкольце службу ТЭПП. Мы обратили внимание на милые фарфоровые шкатулочки со знаменитой венгерской маркой Холлохаза, украшавшие журнальный столик. Интеллигентная атмосфера, мягкий голос собеседницы и её хорошие манеры напомнили "литературный салон", если бы не белые халаты, в которые мы сразу облачились.
По статистике 10% пациентов от общего численности за год, составляют те, кто пытался покончить с собой. Большой опыт лечения суицидентов подтолкнул к мысли о необходимости превентивных мер и скорейших практических шагов в этом направлении. По сей день, доктор Илона Шаги убеждена, что "Душевная помощь" - первая из реальных и эффективных возможностей изменить ситуацию. На второе место она ставит просветительскую работу и особую, постградуальную подготовку семейных врачей, в будущем призванных реально наблюдать не только физическое, но и психическое состояние подопечных. На сегодня большой проблемой является нехватка специалистов-психологов, работающих с детьми.
За стенами кабинета Илоны - палаты, в которых 16 специалистов оказывают экстренную помощь 100 больным из числа нервнобольных, пострадавших от передозировки токсикоманов и наркоманов. Они борются за жизнь тех, кто ступил за черту отчаяния. Потом эти люди продолжат курс реабилитации в других учреждениях. Но первая помощь - врачебная и психологическая оказывается здесь. Тем, кого удастся спасти. Отделение работает как диспансер, на учёте в нём состоит 31 тысяча человек, т.е. 6-ая часть взрослого населения. Это уже не лирика, а факты - пока в Венгрии жить непросто…
Каждый год в отделении оказывается помощь 4 тысячам пациентов. Из них почти половина случаев связана с отравлениями токсическими веществами. В отделении ведётся и анализируется статистика. Суицидентов, когда их жизнь вне опасности, по специально разработанной методике, опрашивают о причинах их поступка. Так за прошлый год, 25% из них имели намерения и осознанно хотели уйти из жизни, 75% поступили так "назло" кому-то или чему-то (демонстративный суицид). 71 % из пациентов составляют женщины, 29% мужчины. Если принимать в расчёт долю в общем населении края, то наибольший процент суицида в группе неженатых и незамужних, а также среди пожилых людей.
Если отталкиваться от места проживания, то по количеству суицидов печально лидирует сельская местность, за ней идёт Мишкольц, а после - малые города вокруг него. 62% суицидов совершается людьми, чей образовательный уровень соответствует нашей 8-ми летке. Такое положение вещей связано с тем, что этим людям во много раз труднее найти работу. Обратил на себя внимание и ещё один факт: за минувший год в среде людей с высшим образованием не было ни одного суицида. Таким образом, в Мишкольце очередной раз опровергается миф о "раздёрганных интеллигентских нервах". Из 263 случаев суицида за прошлый год, 108 попыток совершено безработными и 100 пожилыми людьми. За порогом больницы нас ждал сюрприз - под весёлую музыку, с хорошей компанией мы отправлялись в знаменитые карстовые пещеры.
 

"Мы говорим Дьёр, подразумеваем Имрэ!"

В город Дьёр, расположенный на северо-западе Венгрии, в близи границ со Словакией и Австрией, мы приехали вечером. В городе, очаровывающем с первого взгляда, проживает свыше 130 тысяч жителей. Дьёр стоит на пересечении четырёх рек, что издревле давало возможность успешно развивать торговлю с соседями. Город выглядит чистым, праздничным, обладающим вполне столичным шиком. Повсюду "барокко" и много цветов. Возможно, благодаря влиянию более оптимистичной Австрии, у Дьёра есть "кураж"!
Проведя в дороге 5 часов, мы едва успели перевести дыхание, и попали прямо "с корабля на бал". По мобильному телефону нам заранее были принесены извинения, что "по техническим причинам не будет фейерверка". Мы благосклонно согласились на "цветы в машину", ещё не зная о том, что в этом городе действительно живут необыкновенные люди, практикующие волшебство, устраивающие фейерверки и превратившие за 10 лет один из замшелых городов Венгрии в один из самых красивых… Вот почему были для нас и розы, и фейерверк, но не совсем обычный.
В Дьёре его устроил Имрэ Фаркаш - неугомонная душа города, известный детям как бессменный Св. Микулаш (Дед Мороз), отец-основатель молодёжной службы ТЭПП и Венгерской Ассоциации молодёжных служб ТЭПП, в "прошлой жизни" спортсмен-боксёр, высококлассный портной, а ныне, "по совместительству", - бизнесмен, друг мэра города. Когда Имрэ, дымя сто первой сигаретой, пытался извлечь в честь представителей России фейерверк из зажигалки, мы поняли, что настоящий фейерверк - он сам - единственный, неповторимый, вечно молодой и для кого-то, "неудобный"... Этот человек, говоря по-английски - self made man, настоящий лидер и организатор, для которого, кажется, нет невозможного. На самом деле за любым его добрым и удавшимся начинанием - убеждённость, воля, талант и трудолюбие. Познакомившись с командой молодёжной службы ТЭПП города Дьёра при свечах в ресторане, прижав к груди алые розы, в 12 часов ночи, под предводительством Имрэ Великолепного, мы отправились на ночную экскурсию по спящему центру Дьёра, дабы созерцать с моста тёмно-молчаливые воды Тиссы и дом, где в своё время останавливался Наполеон...
А утром мы были в офисе службы, созданной в сентябре 1995 года. Имрэ поехал первым делом учиться. В Англии он изучал опыт работы служб сети "Childline". На основе собранной информации, была разработана собственная программа работы и методические материалы. В Дьёре всё начиналось с энтузиазма и маленькой комнаты в полузатопленном подвале, где работать было практически невозможно. В это время каждый год в Дьёре около 16 молодых людей кончали жизнь самоубийством, попыток же было намного больше. Вот почему служба должна была быть несмотря ни на что. Но городские власти рассудили иначе и проблемы с помещением решили просто - службу закрыли. Результат сказался незамедлительно: через два месяца - новые суициды, через три - ещё одна волна. Службе, после очередной аудиенции у Мэра, дали, наконец, возможность работать. И снова не замедлил сказаться результат, но уже позитивный: в 2000 году в Дьёре не было ни одного случая суицида в среде молодёжи! Однако поддержка властей была чисто символической. С помещением Имрэ пришлось вопрос всё-таки решать самому. Будучи бизнесменом, он "просто" устроил его из своих "офисных ресурсов". В 1995 году Имрэ основал Фонд - частное семейное предприятие, развивающее деятельность молодёжных служб ТЭПП. В 1996 году возникли новые проблемы, т.к. национальная телефонная компания отказалась предоставлять службам ТЭПП льготы по оплате за звонки.
Помятуя принцип "спасение утопающих - дело рук самих утопающих", Имрэ собрал представителей служб ТЭПП из других городов. Так в мае 1997 года родилась Венгерская Ассоциация молодёжных служб ТЭПП, объединившая 18 команд, состоящих из 450-ти волонтёров и специалистов. Венгерское название Ассоциации GYITOS, аббревиатура переводится так: " Детских и молодёжных телефонных служб Обще венгерская Ассоциация". Стоит ли говорить, за кого на выборах её президента отдали большинство голосов?
Говоря о положении дел сегодня, стоит отметить, что от государства GYITOS получает поддержку, это примерно гасит 20% её расходов. В Венгрии есть национальная телефонная компания. С ней у "взрослой" и молодёжной Ассоциаций служб ТЭПП наконец установились партнёрские отношения. Компания выделяет средства Ассоциациям служб ТЭПП, а те, в свою очередь, распределяют средства по службам, оплачивая таким образом их расходы. И ещё один заслуживающий внимания момент. Не все молодёжные службы работают ежедневно и круглосуточно. В некоторых городах они могут работать 6 - 12 часов, в наиболее "пиковый" период. Но подростки и молодёжь, живущие в этих городах, помощь могут получить всегда. Такое возможно благодаря деятельности центральной молодёжной службы в городе Мишкольц, в которую автоматически перенаправляются звонки от других служб, в то время когда они не работают.
В Венгрии звонок из одного города в другой считается междугородним. Однако, достигнуто соглашение с телефонной компанией об оплате стоимости всех междугородних звонков, поступающих в службы ТЭПП самой Ассоциацией. В рамках действующего налогового законодательства, службы ТЭПП поддерживают представители бизнеса, в том числе национальная телефонная компания, т.к. имеют льготы в налогообложении, если занимаются благотворительной деятельностью.
Нынешний офис службы включает в себя уютную комнату для совещаний и супервизии, служебные помещения, большую комнату для двоих дежурных консультантов, хорошую офисную технику и средства связи, телефон, монитор для "слежения" за входящими… В интерьере службы -комфортно и, одновременно, всё продумано, нет ничего лишнего. Рационально выстроена структура службы, эффективно организован рабочий процесс. При всей несомненной одарённости и лидерстве, Имрэ, организовав службу и наладив её работу, оставил за собой пост "только" главного менеджера, передав психологическую сторону работы профессионалам. Именно в качестве менеджера он оказался незаменим и для дьёрской ТЭПП, и для основанной им в 1997 году Ассоциации молодёжных служб ТЭПП, объединяющей сегодня 18 команд. Практически год Имрэ финансировал новорожденную GYITOS из своих средств, пока сам "не поговорил" с Президентом Венгрии. По- боксёрски "деликатно" он дал понять, что если государство не примет необходимые меры, то у Ассоциации, по венгерским законам, есть право обратиться в национальные СМИ и обвинить Президента в неспособности решать проблемы молодёжи и в нежелании дать этим заниматься Ассоциации молодёжных служб ТЭПП. Предупреждающий "хук" подействовал…
В среднем, на телефоны дьёрской молодёжной службы ТЭПП поступает свыше 8,5 тысяч звонков ежегодно. Примерно в 150-200 случаях речь идёт о намерении совершить самоубийство. Возраст звонящих преимущественно от 12 до 22-ух лет. Возраст консультантов - преимущественно от 18 до 35-ти лет. Консультанты всегда работают в паре, при этом один работает с абонентом, а второй включает запись, слушает, помогает, не вступая в диалог с абонентом. Он одновременно является супервизором в отношении первого. У английских коллег запись производится автоматически. В Дьёре архив аудиозаписей засекречен и сохраняется 2 года.
В долгом и содержательном разговоре за круглым столом, начатом накануне, выявилось очень много общего в работе служб ТЭПП в России и в Дьёре. Первое отличие - аудиозапись поступающего в службу звонка. Венгерским парламентом принято специальное решение о разрешении магнитофонной записи консультаций в службах ТЭПП. Второй консультант только слушает и делает соответствующие записи в журнал. Звонящего предупреждают, что разговор будет записан. В разговоре не упоминается не имя, не адрес звонящего. У абонента есть право возразить и отказаться от аудиозаписи разговора. В своё время вопрос об аудиозаписи консультаций обсуждался и в России, на конференциях РАТЭПП. Но, учитывая технические возможности российских служб и различные мнения их представителей, аудиозапись входящих звонков в россиийских службах не ведётся.
У консультантов под рукой имеются самые различные информационные и телефонные справочники, - порой достаточно подсказать человеку нужные ему координаты. Перерыв в работе консультантов дьёрской службы ТЭПП составляет 15 дней. В среднем консультанты работают в службе 2-3 года, но, безусловно, в службе есть свой неизменный "костяк" старых кадров. Что касается вопросов отбора, обучения консультантов и супервизорской работы, то в этом отношении все венгерские службы ТЭПП стараются работать по единой отработанной схеме, помогающей поддерживать деятельность на высоком профессиональном уровне. Поэтому принципиальных отличий от Будапешта или Мишкольца, об опыте служб ТЭПП которых рассказывалось ранее, в Дьёре нет. Новшество последнего времени - предоставление возможности альтернативной воинской службы на базе служб ТЭПП. В Дьёре таким образом служат пятеро молодых людей.
Особенность работы GYITOS состоит в том, что служба принимает не только телефонные звонки, но и сообщения по сети Интернет. Для этой работы Имрэ дополнительно оборудовал отдельный кабинет у себя дома. Компьютер работает круглосуточно, поступившие письма Имрэ перенаправляет соответствующим командам ТЭПП, которые оперативно готовят ответы. Электронные письма сохраняются в течение 6 месяцев.
Не мог не порадовать и Интернет- сайт организации, точнее две его части - "внешняя" и "внутренняя". Первая - представляет все направления деятельности организации. Разноплановый по содержанию, включающий сказки, игры, городские новости, материалы, касающиеся вопросов секса и совместной жизни, массу справочной информации, сведения по вопросам религии, и много-много другого, этот блок хорошо и с чувством юмора иллюстрирован и равно интересен подростку и взрослым. Вторая часть открыта только для консультантов и содержит статистические данные, кодификатор, этический кодекс консультанта, методические материалы и различные рабочие документы. В рамках Ассоциации, вся деловая переписка осуществляется при помощи ИНТЕРНЕТа. Кроме того, у Ассоциации в Будапеште установлен свой собственный сервер. Службы-члены GYITOS за пользование сервером не платят.
Так как информатика - одно из многочисленных хобби неугомонного Имрэ, то помимо этих сайтов есть ещё один, совершенно уникальный. Называется он "Империя Св. Микулаша". На этом сайте - иллюстрированная хроника добрых дел, которые свершаются в Дьёре под Рождество Св. Микулашем, его маленькими помощниками и их взрослыми единомышленниками. Имея более чем 10-летний стаж "рождественской деятельности", Имрэ добился того, что теперь в Дьёре ежегодно проводится благотворительный рождественский бал для спонсоров, на котором большинство предпринимателей города покупают у многочисленных маленьких санта-клаусят билетики. Билетики эти стоят недорого, но бизнесмены покупают их пачками. "Доход" от такого бала получается солидный. На вырученные деньги закупаются подарки для детей, в том числе из детского приюта, и устраивается большой и весёлый праздник. Дьёр уже не представляет себе Рождества без своего собственного Св. Микулаша и команды его маленьких друзей. Их активность заметна не только на Рождество. Как-то в городе было принято решение закрыть завод фирмы Danon, выпускающей популярные у малышей молочные продукты питания. Защищать интересы подрастающего поколения взялся сам Санта Клаус и устроил демонстрацию при полном параде, со всей своей командой помощников в красных колпачках. Так получилось, что нестандартная акция привлекла к себе внимание прессы и фотографии "санта-клаусного" протеста обошли все европейские газеты и попали даже в "New York Times". В результате - завод не закрыли. Стоит ли говорить, что выиграли не только малыши, но и сотни пап и мам, занятых на этом производстве?
В 2000 году Венгерская молодёжная Ассоциация служб ТЭПП выпустила сборник под редакцией доктора Варги Габор, посвящённый проблемам психологического консультирования по телефону. Автором одной из статей является Шандором Коважнаи, сотрудником мишкольской службы ТЭПП. Его статья называется "От надежды - к действию". Пожалуй, это название как нельзя лучше подходит ко всему пройденному венгерскими службами ТЭПП пути. Быть действенными у венгерских служб ТЭПП получается. И это - не мало.
P.S.
Венгерские коллеги в своём приглашении обещали сделать наш визит незабываемым. Мы действительно его не забудем. Особую благодарность мы выражаем нашим неутомимым и радушным гидам - заместителю президента GYITOS Ласло Варкони и ответственному за обучение консультантов мищкольской службы ТЭПП Шандору Коважнаи. Дружба с ними началась в Ижевске, укрепилась и расширилась на просторах Венгрии. После "электрического" подключения к партнёрству с РАТЭПП Имрэ Фаркаша и мэра Дьёра, дружба эта приобретает "ещё больший" масштаб. В ходе визита обсуждался вопрос об организации работы в сентябре 2003 года, в Дьёре, Международной школы телефонных консультантов служб ТЭПП.
Как известно, иметь сто друзей - самое надёжное капиталовложение. Итак, "от надежды - к действию!".

Иванова Светлана
Пресс-служба РАТЭПП
Щёлково
01.10.2002 г.

 
 

 

Hosted by uCoz